ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - трехдольные размеры, трехсложники - в силлабо-тонич.
системе стихосложения - размеры, осн. на стопах, состоящих из 3 слогов
(отсюда назв.), - дактиль, амфибрахий и анапест. В рус. силлабо-тонич.
стихе ритм Т.Р. основан на чередовании сильных (ударных) и слабых (безударных)
позиций; слоговой объем сильных позиций составляет 1 слог, слабых - 2 слога.
Место сильной позиции определяет вид Т.Р.: 1-й слог - дактиль, 2-й - амфибрахий,
3-й - анапест. Т. к. пропорции ударных и безударных слогов в Т.Р. ближе
к естеств. ритму рус. яз., в них (в отличие от 2-сложных размеров) пропуски
схемных ударений (трибрахии) встречаются редко, исключение составляет лишь
1-я стопа дактиля («Рать подымается / Неисчислимая / Сила в ней скажется
/ Несокрушимая», Н.А. Некрасов); зато значит. чаще используются сверхсхемные
ударения, особенно на 1-м слоге анапеста («Запад гаснет в дали бледно-розовой,
/ Звёзды небо усеяли чистое», А.К. Толстой). Поэтому ритмич. разнообразие
Т.Р. достигается гл. обр. расположением сверхсхемных ударений и словоразделов.
Ритмич. однородность Т.Р. позволяет им свободно сочетаться в пределах одного
стихотв. текста - т. н. «трехсложник с переменной анакрузой» («Две беспредельности
были во мне, / И мной своевольно играли оне / Вкруг меня, как кимвалы,
звучали скалы...», Ф.И. Тютчев). Ср. объем Т.Р. - 2, 3, 4 стопы; сверхдлинные
трехсложники в 5, 6 и более стоп редки и получают распространение только
в 20 в. В рус. стихе Т.Р. менее популярны, чем 2-сложные. В 18 в. они ощущались
как стихотв. экзотика, сознание поэтов, как правило, не различало дактиль,
амфибрахий и анапест. Освоение трехсложников начинается лишь в 19 в., гл.
об. в жанре баллады. Наст. расцвет Т.Р. приходится на сер. 19 в., когда
не только значит. возрастает их доля в метрич. репертуаре, но за счет расширения
тематики они превращаются в нейтральные размеры, годные для произв. любого
жанр. и тематич. характера. В нач. 20 в. за счет освоения новых неклассич.
размеров популярность трехсложников значит. снижается. В сов. поэзии с
отступлением чистой тоники их доля в метрич. репертуаре вновь возросла.
Соотношение наиб. употребит. стопностей - 3- и 4-стопных Т.Р., первый из
к-рых в большей степени связан с лирикой, особенно песенной и романсной,
второй - с эпич. жанрами и темами, а также с патетич. лирикой, - в самом
общем виде можно представить как чередование периодов, отдающих предпочтение
последоват. то одному, то др. размеру.