ТРУБЕЦКОЙ Сер. Ник. (1862-1905) -религ. философ, публицист, обществ.
деятель, последователь и друг Вл. С. Соловьева, проф. (1900), ректор (1905)
Моск. ун-та, один из ред. ж. «Вопросы философии и психологии» (1900 - 05).
Автор ряда фундам. ист.-филос. исследований: «Метафизика в Древней Греции»
(1890), «Учение о Логосе и его истории» (1900). Ключевой в творчестве Т.
стала интуиция всемирно-ист. смысла антич. философии в деле «преуготовления»
христ-ва. Т. разрабатывает концепцию развития греч. философии из мифологии
и религии. Значение антич. мысли он видит прежде всего в обеспечении ею
концептуального каркаса, в рамках к-рого человечество получило возможность
адекватно воспринять идеи христ. откровения. Являясь сторонником метафизики
Всеединства Соловьева, Т. строит свой вариант этой концепции, наз. его
«конкретным идеализмом» в отличие от абстрактного идеализма гегелевского
типа, не способного, по его мнению, обосновать переход от Абсолюта к единичным
вещам. Он формулирует центр. для своей системы «закон универсальной относительности».
Вслед за Соловьевым Т. определяет сущее как «абсолютное Всеединство», в
к-ром все стороны, моменты и элементы находятся в той или иной взаимоотносительной
связи. Он возводит пространственно-временное единство эмпирич. объектов
к их идеальному (логическому) единству в абс. духе. Вслед за И. Кантом
Т. признавал, что пространство и время - априорные (трансцендентальные)
формы наглядного созерцания (чувственности), т. е. характеристики трансцендент.
субъекта. Однако в духе традиции рус. религ. философии Т. стремился наполнить
понятия и категории нем. идеализма, в т. ч. кантианские, качественно новым
содержанием. Т. наполняет кантовскую схему религ.-онтологич. содержанием,
«гипостазирует» ее в виде Софии - универсального мирового чувствующего
субъекта, понимаемого как психич. основа мира (ср. с идеей И. Ньютона о
том, что Бог «в бесконечном пространстве как бы в своем чувствилище видит
все вещи»). София - посредник раскрытия Бога в мире. Завершению филос.
системы Т. помешала ранняя смерть мыслителя.