РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТРУБЕЦКОЙ Сер. Ник.

ТРУБЕЦКОЙ Сер. Ник.

ТРУБЕЦКОЙ Сер. Ник. ТРУБЕЦКОЙ Сер. Ник. (1862-1905) -религ. философ, публицист, обществ. деятель, последователь и друг Вл. С. Соловьева, проф. (1900), ректор (1905) Моск. ун-та, один из ред. ж. «Вопросы философии и психологии» (1900 - 05). Автор ряда фундам. ист.-филос. исследований: «Метафизика в Древней Греции» (1890), «Учение о Логосе и его истории» (1900). Ключевой в творчестве Т. стала интуиция всемирно-ист. смысла антич. философии в деле «преуготовления» христ-ва. Т. разрабатывает концепцию развития греч. философии из мифологии и религии. Значение антич. мысли он видит прежде всего в обеспечении ею концептуального каркаса, в рамках к-рого человечество получило возможность адекватно воспринять идеи христ. откровения. Являясь сторонником метафизики Всеединства Соловьева, Т. строит свой вариант этой концепции, наз. его «конкретным идеализмом» в отличие от абстрактного идеализма гегелевского типа, не способного, по его мнению, обосновать переход от Абсолюта к единичным вещам. Он формулирует центр. для своей системы «закон универсальной относительности». Вслед за Соловьевым Т. определяет сущее как «абсолютное Всеединство», в к-ром все стороны, моменты и элементы находятся в той или иной взаимоотносительной связи. Он возводит пространственно-временное единство эмпирич. объектов к их идеальному (логическому) единству в абс. духе. Вслед за И. Кантом Т. признавал, что пространство и время - априорные (трансцендентальные) формы наглядного созерцания (чувственности), т. е. характеристики трансцендент. субъекта. Однако в духе традиции рус. религ. философии Т. стремился наполнить понятия и категории нем. идеализма, в т. ч. кантианские, качественно новым содержанием. Т. наполняет кантовскую схему религ.-онтологич. содержанием, «гипостазирует» ее в виде Софии - универсального мирового чувствующего субъекта, понимаемого как психич. основа мира (ср. с идеей И. Ньютона о том, что Бог «в бесконечном пространстве как бы в своем чувствилище видит все вещи»). София - посредник раскрытия Бога в мире. Завершению филос. системы Т. помешала ранняя смерть мыслителя.

ТРУБЕЦКОЙ Сер. Ник.

С.Н. Трубецкой. Москва. 1857