ТРИОЛЕТ (франц. triolet - тройной) - твердая стихотв. форма,
представляющая собой 8-стишие на 2 рифмы, в к-ром 1-й и 2-й стих повторяются
как 7-й и 8-й и, кроме того, 1-й стих повторяется еще и как 4-й; после
2-го и 4-го стихов в «правильном» Т. должна быть пауза (точка). Схема классич.
Т.: АБ.АА.АБАБ (подчеркнуты строки-рефрены). Т. появился
во франц. поэзии 15 в. как сокращ. форма ронделя, был популярен в салонной
поэзии барокко и рококо. Первый рус. Т. появился у М. Муравьева в 1778
(пер. неизв. франц. поэта). Первые оригинальные Т. принадлежат Н. Карамзину
(«Триолет Лизетте», «Триолет Алете»). В нач. 19 в. к этой форме обращались
А. Бунина и А. Дельвиг, позднее - А. Кольцов. Устойчивый интерес к Т. и
появление разл. его вариантов («неправильные» Т.) отличают поэзию нач.
20 в., когда Т. пишут К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Северянин, Ф. Сологуб
(кн. Т. 1913). Две кн. Т. издал в 1917 и в 1922 И. Рукавишников, воспроизведя
канонич. форму Т. Напр.: И невозможное возможно. Нужны лишь время, труд
и гений. Когда стремленье непреложно, И невозможное возможно. Все равно
просто, равно сложно, Когда в скале к богам ступени. И невозможное возможно.
Нужны лишь время, труд и гений.
Образцы рус. «неправильных» Т. дал Северянин, использовавший для Т.
неканонич. размер (традиционно Т. писали 4-стопным ямбом или хореем - наиб.
близкими к франц. 8-сложнику), нарушение обязат. повторов стихов (стих
при повторе варьируется либо повторяются только рифмующиеся слова), длинные
стихи, напис. Т., играющими роль своеобр. строфы.