ТРЕЗИНИ Доменико (ок. 1670-1734) - швейц. архитектор, уроженец
Тичино (Тессина), учился в Италии, в 1699- 1703 работал в Дании, где, по
его словам, «делал многие фортификационные и иные узорчатые палатные мастерства»,
т. е. возводил воен. и гражд. постройки. Приехал в Россию по контракту
в июле 1703, в февр. следующего года прибыл в СПб., откуда был послан в
Нарву и строил там «государевы палаты», триумфальные ворота, ремонтировал
разруш. при штурме крепостные сооружения. По возвращении в СПб. Т. возглавлял
стр-во Петропавловской крепости (1706 - 33), Петровские ворота к-рой стали
первым примером синтеза архитектуры и скульптуры в СПб. Именно отсюда берет
начало эта характерная черта арх. облика рос. столицы, к-рая затем последовательно
воплощалась архитекторами на протяжении двух столетий. По его же проекту
в крепости строился Петропавловский собор (1712 - 32), к-рый ни по внеш.
виду, ни в плане не был похож на традиц. рус. 4-столпные, крестовокупольные
шатровые или 5-купольные правосл. церкви. Внутр. пространство прямоугольного
в плане 3-нефного собора расчленено мощными пилонами на три равных по выс.
пролета. Это была первая зальная церковь в России, а ее колокольня - самая
высокая постройка в гос-ве. В эти же годы по проектам Т. и под его рук.
были возведены осн. постройки новой столицы: Летний (1710-12) и Зимний
(1711-12) дворцы Петра I, мазанковые Канцелярии на Городовом о-ве (1714-18),
построенные из шести одинаковых секций. Залож. здесь осн. принципы структуры
адм. здания позднее были воплощены в Гос. коллегиях на Васильевском о-ве
двенадцатикратным повторением плана корпуса одной коллегии. Канц. стояли
«в линию», «единой фасадой», как жилые дома по набережным, с той разницей,
что оба здания - и Канц., и Коллегии - были поставлены к Неве торцовыми
фасадами, а гл. фасадом были обращены к площади - соотв. к Троицкой и на
Стрелке Васильевского о-ва. Размах деят-ности Т. соответствовал размаху
стр-ва в СПб. Когда города как такового еще не было, он возводил крепость,
затем построил первые дворцы. Когда настало время строить город, он проектировал
р-ны гор. застройки - Моск. сторону (1712), Выборг. сторону (1715), Васильевский
о-в (1715), комплекс Александро-Невского мон., для к-рого сделал «абрис,
как быть всему кам. строению» (1715). В проекте монастыря Т. нашел необычное
для России решение. Все здания комплекса расположены по периметру, образуя
внутри огромную площадь. Гл. здание - собор, к-рый в рус. монастырях обычно
находился в центре комплекса, зодчий выдвинул к выходящей на Неву линии
периметральной застройки. Еще одну церковь он поместил в сев.-вост. углу
ансамбля. Оба жилых корпуса Невской линии к С. и Ю. от собора он разбил
на три секции каждый и расположил их уступами от собора в сторону Невы.
Благодаря этому перемещающаяся по фасаду в течение дня светотень оживляет
длинные двухэтажные корпуса и придает живописность Невской линии монастыря.
Но значение Т. для СПб. заключалось не только в создании им планов застройки
гор. р-нов, прокладки улиц и возведения крупнейших и важнейших построек
того времени, к-рые своими размерами и сегодня поражают зрителя. Город
состоит не только из них, а прежде всего из домов его жителей. Именно Т.
составил первые в России «образцовые проекты» для постройки неск. типов
одно- и двухэтажных жилых домов - мазанковых и кирп., на европ. манер (1714),
по к-рым велась жилая застройка в СПб. Эти дома не обладали к.-л. особыми
арх. достоинствами, но они решали задачу придания городу регулярности,
европ. вида и противодействия стихийности в условиях массовой жилой застройки
территории. Расцвет арх. деят-ности Т. приходится на 1720-е гг. По своим
проектам он начинает стр-во двухэтажного кам. здания Мор. и Сухопутного
госпиталей на Выборг. стороне (1720 - 25), здания Гос. (Двенадцати) коллегий
(1722 - 33), двухэтажных кам. «надворных палат» при новом Зимнем дворце
(1726), дворца имп. Петра II на Васильевском о-ве (1727), но все эти постройки
не были завершены при его жизни. Не выделяясь среди работавших в то время
в СПб. др. арх. талантом и знаниями, Т. превосходил их всех добросовестностью,
трудолюбием, энергией и преданностью планам Петра I. В то время именно
эти качества были решающими. Поэтому второе и третье десятилетия застройки
СПб. проходили «под знаком» Т. В 1726 имп. Екатерина I пожаловала Т. «за
ево труд и прилежность в полковники от фортификации». Т. разработал и осуществил
многочисл. проекты зданий разл. назначения и оказал заметное влияние на
развитие петерб. архитектуры 1-й пол. 18 в. В его постройках нашел выражение
тот арх. стиль, к-рый в истории рус. архитектуры определяется термином
«Петровское барокко».