РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Перевод Т. имел большой успех. После этого Т. был «пиитом» и переводчиком при АН, с 1745 проф. лат. и рус. «элоквенции». Как придворный поэт, Т. писал торжеств. похвальные оды в адрес монархов и по поводу крупных событий рос. ист. (напр., «Ода торжественная о сдаче города Гданьска», 1734). Петровская эпоха была для Т. началом новой отечеств. культуры, а идеалом монарха был Петр I.
Т. был знатоком и популяризатором антич. лит-ры, много занимался переводами лат. и греч. писателей (басни Эзопа, стихи Горация, соч. Сенеки, комедии Теренция и др.). Важнейшим событием в ист. культуры и науки был сделанный им перевод трудов франц. историков-антиковедов Ш. Роллена («Древняя история» в 10 томах и «Римская история» в 16 томах) и его ученика Ж.Б. Кревье («История о римских императорах от Августа до Константина»). Этими переводами Т. занимался в 1749 - 69. Сочинения Ш. Роллена и Ж.Б. Кревье стали основополаг. трудами, по к-рым рус. об-во 18 в. знакомилось с антич. историей.
Античность и совр. франц. культура оказали огромное влияние и на поэзию Т. В 1750 - 53 он пишет филос. поэму «Феоптия» (часть стихов восходит к прозаич. трактату Ф. Фенелона «О существовании и атрибутах Бога»), в 1766 была написана его поэма «Тилемахида», стихотв. обработка романа Фенелона «Приключения Телемаха». На Т. оказала влияние и церк.-религиозная традиция; так, ему принадлежит стихотворное переложение «Псалтыри» (1754), впрочем, оставшееся в рукописи.
Т. вошел в историю рус. лит-ры как теоретик и новатор поэзии. Еще в 1733 вышел трактат Т. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями от сего надлежащих знаний». Т. изложил систему лит. жанров классицизма и дал первые в рус. поэзии образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Он стремился избегать «глубокословныя словенщины» и обосновывал силлабо-тонический принцип стихосложения, также будучи основоположником рос. гекзаметра и инициатором жанра классич. героич. эпопеи. В 1739 в спор с Т. вступил М.В. Ломоносов, выдвинувший в кач. основного размера 4-стопный ямб. Рус. поэзия в основном пошла по стопам М.В. Ломоносова, причем правоту оппонента во многом признал и Т.
Соч.: Стихотворения. М., 1935.