РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В представлениях народа Т. дарует Бог. Он же незримо наблюдает за поведением участников Т. и отношением к дарам. Согласно верованиям при еде присутствуют добрые и злые духи - ангелы и черти. Перед Т. и после обязательно мыли руки, садясь за стол, читали молитву и крестились, крестились перед тем, как начать резать хлеб, а раньше перед каждым новым блюдом. Бог дарует человека пищей, а человек благодарит и выражает свое почтение Богу - за столом сидит чинно и пустых разговоров не ведет. Нельзя ругать еду, а надо, напротив, хвалить, и тогда Бог пошлет вкусную пищу. Во время Т. нельзя стучать ложками, ножом или пальцами по столу. Распоряжается Т. и следит за порядком хозяин, он режет хлеб, делит мясо, солит еду.
Обрядовая Т. служит выражением определ. взаимоотношений между людьми, их общностями - родств., соц., религиозными, профес., возрастными и т. д. Известны сугубо семейные рождественские Т., совместные Т. молодежи в Святки, на Троицу, Пасху и др. праздники. Состав обрядовых Т. различался в зависимости от смены сезона года. Зимние рождественско-новогодние и ранневесенние масленичные Т. состояли из плодов урожая, собранного в предыдущем году, а их обрядность была направлена гл. обр. на обеспечение будущего плодородия и благополучия. Поздневесенние, летние и осенние Т. были связаны прежде всего с введением в пищевой рацион плодов нового урожая (запрет на первые плоды, их первое вкушение). Сервируя праздничный стол, каждому клали хлеб и ложку. Кушанья подавали на стол разрез. на куски, еду брали с общего блюда. Перед хозяином и наиб. почетными гостями ставили отдельные блюда. Существовал опред. порядок и в подаче угощений. Сначала подавались холодные закуски и печеное (жареная и отварная рыба или мясо), затем горячие похлебки, в заключение ставились всевозможные сладости.
Братская Т. - общий стол в монастырях; столовая, застольная в обителях; покой, комната, где обедают. Т. церкви - зап. часть, нижний конец креста, напротив алтаря, престол в алтаре.