РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА - включают в себя всевозможные приспособления, предназнач. для перевозки грузов и людей. Т.С. доиндустриального периода подразделяются на наземный и водный транспорт. К наземному транспорту относились приспособления, приводившиеся в движение при помощи усилий людей или животных. Раньше всего в этих целях стали использоваться ослы (Шумер) и волы, со 2 тысячелетия до н. э. - лошади, с кон. 1 тысячелетия до н. э. - верблюды; в Юж. и Юго-Вост. Азии для транспортировки грузов и людей использовали слонов, на Тибете - яков, на С. Азии - собаки и др. Существовали два основных способа перевозки грузов на животных - вьючный и тягловый. Вьючный получил большее распространение в местностях со сложным рельефом и там, где отсутствовали дороги. Самым ранним тягловым Т. С. были, по-видимому, однополозные сани (выдолбленный обрубок древесного ствола), и волокуши. В кон. 4 тысячелетия до н. э. в Старом Свете появилось колесо, благодаря чему грузоподъемность и скорость передвижения наземных Т.С. резко возросли.

Водный транспорт возник в мезолите. Наиб. простыми водными Т.С. были поплавок (кусок дерева, связка тростника, надутый бурдюк, тыква и т. п.) и плот. Б. сложный тип - лодка. Лодки-однодревки изготавливали выдалбливанием или выстругиванием (субстрактивная технология). Наиб. совершенна конструктивная технология, по к-рой изготавливают килевые лодки: изготовленный заранее каркас покрывают обшивкой. Этот же принцип используется и для стр-ва больших судов.

Передвижение водных Т.С. могло быть пассивным (по течению) или активным - при использовании физич. усилий человека или животных (тяга бечевой с берега или вдоль берега; отталкивание шестом от дна; безопорная гребля; гребля с опорой, с помощью вращающегося гребного весла) или механич. способом (при помощи паруса или его прообразов - поставленного в лодку срезанного куста, натянутых шкур, циновок; в индустриальную эпоху - с помощью паровой машины или двигателя внутр. сгорания).

У вост. славян почти единств. животным, использовавшимся в транспортных целях, была лошадь; лишь на Украине и в Белоруссии в повозки впрягали волов. Древнейшим типом повозок являются сани, к-рые в Москве до кон. 16 - нач. 17 в. использовались для торжеств. выездов даже летом; на Рус. С. на санях ездили в любое время года и в кон. 19 в., особенно в болотистых местностях (поговорка-«дразнилка»: «Во всей Онеге нет телеги: летом воеводу на санях по городу возили!»).

Колесные повозки появились у вост. славян позднее; на Украине в 19 в. сохранялось поверье, что с сотворения мира люди ездили зимой и летом на санях, а воз и колеса выдумал черт, или Петр и Павел, или Соломон. Прототипом колесных повозок были валки - бревна, к-рые подкладывали под тяжелые предметы при перевозке.

Для перевозки бревен использовались катки - два небольших колеса без спиц, насаж. на толстую ось, к концам к-рой прикрепляли оглобли. Древнейшей рус. повозкой была кола, поставленная на четыре больших колеса; кареты у моск. знати появились лишь в кон. 16 - нач. 17 в., а до этого ездили на санях (причем до кон. 17 в. на них не было места для кучера - он ездил верхом), заимствованных у кочевников колымагах и одноколках, а чаще всего - верхом. Царскими указами регламентировалась роскошь повозок у знати; так, по указу 1682 бояре имели право впрягать в повозку не больше четырех, а в торжеств. случаях - шести лошадей; что касается спальников, стольников, стряпчих и дворян, то им не разрешалось впрягать больше одной лошади. До сер. 18 в. колясок и карет в России было очень мало.

Двухколесная повозка с кузовом у рус. называлась одер (одрец, ондрец, одровая телега). У вост. рус. был популярен тарантас (карандас, долгуша, долгушка) - повозка с плетеным кузовом и длинными гибкими дрогами, заменявшими рессоры. В Псков., Твер. и Калуж. губ. еще в 19 в. ездили на колыжках - повозках с жестко прикрепл. к колесу осью.

Простейшие повозки имели по колышку на каждом углу, над ними перекидывали дужки из веток, концы к-рых прикрепляли к боковым брусьям повозки; через дужки пропускали доски и крыли дно липовой корой или дроками. У др. типа повозки боковые дроки, образующие стенки кузова, ставили вертикально; украинцы и белорусы называли такие повозки драбйна, драбкй, полудрабок. У рус. кузов близкого типа делали из деревянных дуг, вершины к-рых укреплялись на дроге; на концы дуг клали две жерди (пахлестка), а сами дуги покрывали тонкими досками или липовой корой, иногда сплетали ветками. Повозки с такими кузовами назывались роспуск, ерандак, плетюшка.

Детали повозки назывались так: ступица (ступка) - основная часть колеса, в к-рой ходит ось и в к-рой крепятся спицы; спицы (пальцы), втулка; дрога - брус, соединяющий переднюю и заднюю оси повозки (также дрожйна, роспуск, грядка); на оси находились подушка и чека. Через переднюю ось и укрепл. в ней подушку проходил вертик. стержень - шкворень (шворень, сердечник, курок, стырь). Для смазки осей рус. использовали деготь, к-рый выжигали из бересты (товарный деготь, использовавшийся в осн. для смягчения оси) или из сосновых корней (колесный деготь). Деготь выжигали в ямах или в больших глиняных сосудах.

Самым простым водным Т.С. у вост. славян является плот: опущенные на воду бревна связывают попарно ветками, образующими кольцо (хомут); хомут перегибают через поперечную березовую или сосновую жердь и загоняют под жердью клин. Так связывают 25 - 30 бревен, к-рые образуют звено (челён) однорядного плота; из звеньев составляют плоты (сев.-рус. поромы). На концах больших плотов укрепляли рулевые весла (гребки); на плоту устанавливают шалаш для плотогона и насыпают землю, на к-рой можно разводить костер. В новое время плоты используются только для перегонки леса; такие плоты называются оплотник (обруб), а составл. из неск. звеньев - кошма. По краям плоты огораживают клеткой из жердей; связывают плоты на плотбище.

Водное Т.С. из двух выдолбленных корытообразных древесных стволов называют комяга (корытни, баты, бусы). В комяге стоят одной ногой в одном корыте, другой - в другом и передвигаются, отталкиваясь шестом от дна. Олонецкие ругачи и вологодский супас делали из выдолбл. осиновой колоды, к к-рой с каждой стороны прибивали по бревну. Пором делали из двух больших лодок с навесом; на пороме переплавляли повозки через большие реки.

Распространены у вост. славян лодки-однодревки, к-рые делают обычно из осинового бревна; иногда такие лодки распаривают над огнем, поливая водой, и вставляют в них изогнутые распорки (упруги), а по бортам набивают доски (набойки, нашивки), увелич. глубину лодки. Лодки, не подвергавшиеся распариванию, на Рус. С. называли бат. Лодки-однодревки, имеющие киль, называются каюк. Более крупные лодки называются карбаз, шлюпка, барка, баркас и др.

По поверьям, распростран. и у вост. славян, загробный мир от посюстороннего отделяла река: поэтому в Др. Руси покойников часто хоронили в небольших лодках, а вождей - в больших ладьях, насыпая над ними высокие курганы.

До появления пароходов на крупных реках суда против течения тащили бурлаки за бечеву, к-рая при посредстве короткого каната (бурундука) крепилась к мачте. Подобно чумакам на Украине, возившим рыбу и соль с Дона на Днепр и хлеб - с Днепра на Дон, бурлаки в России были олицетворением вольнолюбивой жизни; в бурлаки уходили крестьяне, бежавшие от своих помещиков. Постепенно бурлаков стали заменять конской тягой, а с появлением пароходов бурлаки превратились в матросов.