РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ МЕТОД

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ МЕТОД

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ МЕТОД ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ МЕТОД - используемый в синтаксисе с сер. 20 столетия метод описания структуры предложения, в основе к-рого лежит представление о том, что все множество синтаксич. типов предложений любого яз. строится из огранич. набора исходных, или ядерных, типов с помощью небольшого числа правил, называемых трансформац. правилами, или трансформациями. Ядерными принято считать элементарные, т. е. простые, утвердит. предложения, состоящие из знаменат. глагола в форме изъявит. наклонения наст. времени действит. залога и слов, реализующих его валентности (Водитель закрывает двери, Больной кашляет). Все остальные предложения являются производными.

К числу стандартных, широко употребит. трансформаций относятся, напр., пассивная (Двери закрываются водителем), вопросит. (Водитель закрывает двери?) и выделит. трансформации (Водитель закрывает двери). В результате выделительной трансформации из исходного предложения получается предложение с выделенной темой (Что касается водителя, то он закрывает двери).

Исходные предложения могут трансформироваться не только в предложения, но и в словосочетания. Напр., предложение Больной кашляет преобразуется в производное словосочетание кашель больного; Ребенок плачет - плачущий ребенок. Подобные трансформации также служат для построения разл. производных предложений, эл-тами к-рых и выступают полученные словосочетания (Врача беспокоит кашель больного, Плачущий ребенок всем надоел).

К числу трансформаций, в ходе к-рых происходит изменение значения исходного предложения, относятся, напр., модальная (Водитель закрывает двери - Водитель хочет закрыть двери) и фазовая трансформация (Больной кашляет - Больной начинает кашлять). В подобных случаях в производных предложениях появляются операторные модальные и фазовые глаголы.

Трансформац. процесс в принципе может быть многостепенным. В результате последоват. применения разл. трансформаций образуются цепочки предложений, связанных трансформац. отношениями (Водитель закрывает двери - Водитель начинает закрывать двери - Водитель хочет начать закрывать двери). Трансформац. процесс в принципе может быть и разнонаправленным. Это значит, что из каждого исходного предложения можно построить неск. ветвящихся цепочек предложений, к-рые в совокупности образуют т. н. «древо производности».

С помощью Т.М. в яз.-знании устанавливаются закономерности образования и употребления в тексте предложений, к-рые хотя и обозначают одну ситуацию, но по-разному ее характеризуют.