РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТОРЕЛЛИ Стефано

ТОРЕЛЛИ Стефано

ТОРЕЛЛИ Стефано ТОРЕЛЛИ Стефано (1712-80) - итал. живописец, ученик своего отца Ф. Торелли. В 1739 польск. король и саксонский курфюрст Август III пригласил его в Дрезден, где Т.. работал как портретист и плафонный живописец в течение 19 лет; с 1759 работал по контракту в г. Любеке и написал 10 больших аллегорич. картин для аудиенц-зала ратуши и ряд портретов частных лиц. В 1762 по приглашению И.И. Шувалова Т. приехал в СПб., преподавал в АХ (1762 - 68), затем был назначен Екатериной II придворным живописцем (1768 - 80). Он написал портреты Екатерины II (1763), Г.Г. Орлова (1763), вел. кн. Павла Петровича (кон. 1760-х гг.), А.А. Чернышевой (1760-е гг.), А.И. де Рибас (1773) и множество др., ист. и аллегорич. картины: «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы иск-в» (1770), «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» (1772), «Коронование Екатерины II» (1777). Но осн. сферой деят-ности Т. была плафонная и декор. живопись. Он создал три плафона для Зимнего дворца, пять плафонов для Мраморного дворца, два плафона для Китайского дворца в Ораниенбауме, а также многочисл. десюдепорты и декор. панно для Китайского дворца и Катальной горки в Ораниенбауме. Т. виртуозно владел рисунком и композицией, а его излюбленная гамма розовых, голубых, желтых, сиреневых тонов придавала картинам элегантный, праздничный характер. С одинаково высоким мастерством он исполнил и плафон в охотничьем замке графа Г. Брюля Нишвиц (Германия) пл. ок. 100 кв. м, и камерный портрет А.И. де Рибас. В работах Т. стиль рококо прожил в России до кон. 1770-х гг. По уровню мастерства, по количеству и неизменно высокому уровню созданных произв. он был самым значительным из европ. живописцев 18 в., работавших в России. Т. умер в СПб.