ТОРЕЛЛИ Стефано (1712-80) - итал. живописец, ученик своего
отца Ф. Торелли. В 1739 польск. король и саксонский курфюрст Август III
пригласил его в Дрезден, где Т.. работал как портретист и плафонный живописец
в течение 19 лет; с 1759 работал по контракту в г. Любеке и написал 10
больших аллегорич. картин для аудиенц-зала ратуши и ряд портретов частных
лиц. В 1762 по приглашению И.И. Шувалова Т. приехал в СПб., преподавал
в АХ (1762 - 68), затем был назначен Екатериной II придворным живописцем
(1768 - 80). Он написал портреты Екатерины II (1763), Г.Г. Орлова (1763),
вел. кн. Павла Петровича (кон. 1760-х гг.), А.А. Чернышевой (1760-е гг.),
А.И. де Рибас (1773) и множество др., ист. и аллегорич. картины: «Екатерина
II в образе Минервы, покровительницы иск-в» (1770), «Аллегория на победу
Екатерины II над турками и татарами» (1772), «Коронование Екатерины II»
(1777). Но осн. сферой деят-ности Т. была плафонная и декор. живопись.
Он создал три плафона для Зимнего дворца, пять плафонов для Мраморного
дворца, два плафона для Китайского дворца в Ораниенбауме, а также многочисл.
десюдепорты и декор. панно для Китайского дворца и Катальной горки в Ораниенбауме.
Т. виртуозно владел рисунком и композицией, а его излюбленная гамма розовых,
голубых, желтых, сиреневых тонов придавала картинам элегантный, праздничный
характер. С одинаково высоким мастерством он исполнил и плафон в охотничьем
замке графа Г. Брюля Нишвиц (Германия) пл. ок. 100 кв. м, и камерный портрет
А.И. де Рибас. В работах Т. стиль рококо прожил в России до кон. 1770-х
гг. По уровню мастерства, по количеству и неизменно высокому уровню созданных
произв. он был самым значительным из европ. живописцев 18 в., работавших
в России. Т. умер в СПб.