ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. - ударение) - 1) Стихосложение,
осн. на соизмеримости строк по числу ударений (полнозначных слов), кол-во
безударных слогов между ударными относит. произвольно. В тонич. стихе любая
гр. слогов, подчиненная одному ударению, равна любой др., независимо от
числа слогов в ней. В соответствии с числом ударных слогов (иктов) в Т.С.
различаются размеры: 2-, 3-, 4-иктные и т. д. Наиб. популярными являются
3- и 4-иктные. Т.С. употребительно в яз., в к-рых ударение фонологично
(т. е. свободно и смыслоразличительно) - нем., анг., рус. и др. Будучи
одной из простейших форм стиховой орг-ции речи (наряду с силлабикой), Т.С.
получило широкое распространение в говорном стихе разных народов. Поскольку
психологически осознание соизмеримости отрезков, состоящих из раз л. групп
слогов, сложнее, нежели отрезков, образуемых однородными гр. слогов (стопами
- в метрич. и силлабо-тонич. стихосложении) или соизмеримыми по числу слогов
(силлабич. стихосложение), Т.С. для выделения стихов чаще использует созвучия
(аллитерацию и рифму), играющие важную стихообразующую роль: нерифмов.
тонич. стих, как правило, является равноударным (изотоническим), рифмов.
- допускает отклонение от равноударности (исключением является свободный
стих), В завис. от степени упорядоченности чередования ударных и безударных
слогов в Т.С. выделяют ряд осн. форм (от б. урегулированных к б.
свободным): а) Силлабо-тонич. стих, в к-ром отчетливо ощущается метр -
ударные и безударные слоги чередуются в определ. порядке: в 2-сложных размерах
(хорей, ямб) - через один слог («Буря мглою небо кроет», А.С. Пушкин),
в 3-сложных (дактиль, амфибрахий, анапест) - через два слога («Месяц
зеркальный плывёт по лазурной пустыне», А.А. Фет), т. е. межиктовые
интервалы имеют постоянный объем. Нередко эту форму рассматривают как самостоят.
систему стихосложения либо как переходную от силлабики к тонике. б) Логаэды
- стихи, в к-рых переменный объем межиктовых интервалов сопровождается
их одинаковой последовательностью в стихах, что усиливает соизмеримость
последних («На ту знакомую гору / Сто раз я в день прихожу; / Стою,
склоняся на посох, /И в дол с вершины гляжу», В. А. Жуковский), в)
Дольник - стих, в к-ром объем междуударных интервалов колеблется, но в
огранич. пределах: от 1 до 2 слогов («Девушка пела в церковном хоре
/ О всех усталых в чужом краю», А.А. Блок), г) Тактовик - стих, допускающий
большую свободу колебаний межиктовых интервалов: от 1 до 3, реже - от 0
до 2 слогов («На вёрсты и вёрсты протянулось болото, / Поросшее
зелёной обманною травой», К. Д. Бальмонт; «Дней бык пег / Медленна
лёт арба», В.В. Маяковский). Дольник и тактовик представляют собой
относительно урегулир. вид Т.С., т. к. в них сохраняется (хотя и в менее
отчетливой форме, нежели в силлабо-тонике) предсказуемость появления ударных
слогов (число ритмич. вариаций в этих размерах имеет пределы). Поэтому
нередко дольник и тактовик рассматривают как размеры переходные между силлабо-тоникой
и чистой тоникой. д) Акцентный стих (или чисто тонич.) - наиб. свободная
форма Т.С., в к-рой число слогов в междуударных интервалах является произвольным,
т. е. колеблется в неогранич. пределах (в рус. стихе - от 0 до 8 слогов,
чаще - от 0 до 5 - 6 слогов) («Вашу мысль, мечтающую на размягчённом
мозгу», Маяковский). Преобладание тех или иных форм в стихе разных
народов обусловлено особенностями яз. (напр., огранич. число многое ложных
слов в англ. яз. препятствует развитию акцентного стиха и т. д.). В европ.
стихосложении Т.С. получило распространение в герм. (сканд., англ., нем.)
поэзии. В России Т.С. лежало в основе двух типов рус. нар. стиха: речитативного,
используемого в былинах, ист. песнях, балладах, причитаниях и пр., и говорного
- стиха пословиц, поговорок, присказок, загадок и пр.; первый является
тактовиком («Говорил де Добрыня таково слово: "Государыня моя ты родна
матушка..."»), второй - акцентным стихом («Ну/сказочка до
конца, а нам по рюмочке винца. Вот и спасибо на том, что нам поднес дед
Харитон»). Т.С. господствовало в досиллабич. стихе 17 в., затем (в
60-е гг.) было вытеснено силлабикой. Начиная с реформы В. К. Тредиаковского
- М.В. Ломоносова (40-е гг. 18 в.) и вплоть до рубежа 19 - 20 вв. преобладающей
формой рус. лит. стиха являлась силлабо-тоника, более свободные формы Т.С.
использовались редко и имели определ. жанровую (гекзаметр, переводные дольники)
или тематич. («Сказка о попе...» Пушкина) мотировку. Активным освоением
чистой тоники отмечено нач. 20 в., когда широкое распространение получают
дольник (гл. обр. у символистов), тактовик и акцентный стих (особенно популярный
у футуристов), В то же время особую популярность приобретают стихотв. тексты
полиметрич. комп., где в пределах одного произв. сочетаются разные формы
Т.С. (напр., «Двенадцать» Блока, «Хорошо!» Маяковского). В совр. поэзии
Т.С. является единств. системой стихосложения или - учитывая традицию выделения
силлабо-тоники в качестве самостоят. системы стихосложения - сосуществует
с последней.
Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал. Москва. Арх. К.А. Тон.
1844-1851
2) Редко - одна из форм Т. С. - силлабо-тоника, назв. «тонической» Тредиаковским
в «Новом и кратком способе к сложению рос. стихов» (1735).