РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТОЛУБЕЕВ Юр. Вл.

ТОЛУБЕЕВ Юр. Вл.

ТОЛУБЕЕВ Юр. Вл. ТОЛУБЕЕВ Юр. Вл. (1906-79) -актер. Род. в СПб., в семье В.К. Толубеева, жандарм. офицера, получившего за служ. заслуги личное дворянство. После окончания школы был кларнетистом в оркестре Эксперимент. т-ра (рук. В. Всеволодский-Гернгросс). В 1926 принят в мастерскую Л. Вивьена в Ленингр. театр. ин-те. В 1927 мастерская под названием «Театр стажеров» гастролирует с учеб. репертуаром по городам Сибири и Дальнего Востока. В 1928 Вивьен организует Т-р актерского мастерства, куда Т. входит, играя в соврем. репертуаре: Карачаев («Высшая мера» Л. Никулина), Комсомолец, Негр, Боцман («Субмарина У-12» М. Тригера) и др. и в классич.: Барабошев («Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Островского), Кривой Зоб («На дне» М. Горького). Затем ТАМ превращается в филиал Акдрамы, но его закрывает Б. Сушкевич, новый рук. т-ра. Т. вместе с Н. Симоновым и В. Меркурьевым уезжает в Самару, где в Краевом драм. т-ре играет первую гл. роль - Булычева («Егор Булычев и другие» Горького в пост. Симонова). В 1933 Т. возвращается в Ленинград к Вивьену в Т-р Красной армии. При расформировании т-ра в 1935 переходит в Красный т-р (в 1936 преобразованный в т-р им. Ленин. комсомола), где встречается с В. Кожичем и создает свои первые значит. роли: Шмага («Без вины виноватые» Островского), Цыганов («Варвары» Горького), Коломийцев («Последние» Горького), Кутузов («Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева). В 1942 Вивьен вызывает Т. из эвакуации в г. Кирове в Новосибирск и зачисляет в труппу Пушкинского т-ра. Т. становится ведущим актером, работает с Вивьеном, Кожичем, Г. Козинцевым, Г. Товстоноговым над самыми разнообр. ролями, демонстрируя владение многожанровой структурой образа. В его репертуаре герои воен. времени: Мирон Горлов («Фронт» А. Корнейчука), Сафонов («Русские люди» К. Симонова), Колесников («Нашествие» Л. Леонова), Пантелеев («Победители» Б. Чирскова), «положительные» герои послевоен. периода - от Абуладзе («Великая сила» Б. Ромашова) до Ильи Журбина («Семья Журбиных» В. Кочетова) и Богословского («Дело, которому ты служишь» Ю. Германа), к-рых актер наделял собств. огромным обаянием. Одновременно Т. получил возможность для полноценного творчества в крупнейших ролях рус. и мировой драматургии. Им были сыграны Хлынов («Горячее сердце» Островского, 1942 и 1951), Войницкий, Сорин, Фирс (1945, 1954, 1972 - в пьесах А. Чехова «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад»), Несчастливцев («Лес» Островского, 1948), Городничий («Ревизор» Н. Гоголя, 1952), Полоний («Гамлет» У. Шекспира, 1954), Собакевич (сп. по «Мертвым душам» Гоголя, 1974), Вилли Ломен («Смерть коммивояжера» А. Миллера, 1959), Чарнота («Бег» М. Булгакова, 1958), Вожак («Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, 1955).

В кино Т. начал сниматься в 1935, основные его работы - в фильмах Г. Козинцева (Полоний в «Гамлете», Санчо Панса в «Дон Кихоте»).

Драматич. моментом биографии Т. стал его уход из т-ра драмы им. Пушкина в Большой драм. т-р им. М. Горького, где он сыграл свою последнюю роль - Извозчика («Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехаде).