РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТОЛСТОЙ Лев Ник.

ТОЛСТОЙ Лев Ник.

ТОЛСТОЙ Лев Ник. ТОЛСТОЙ Лев Ник. (1828-1910) -писатель. Род. в старин. дворян. семье, в усадьбе Ясная Поляна. В раннем детстве потерял родителей. Получил дом. образование. Учился на вост. и юрид. ф-тах Казанского ун-та (1844 - 47), затем ушел из него, жил в Ясной Поляне и Москве. С 1847 начал вести дневник, ставший опытом самонаблюдения и анализа, сыгравший большую роль в подготовке писат. деят-ности (с нек-рыми перерывами дневник велся до последних дней жизни Т.). Из дневниковых записей вырастает незаконч. повесть «История вчерашнего дня» (1850), в к-рой уже намечены нек-рые особенности толстовского худож. метода. В 1851 Т. отправляется на Кавказ, поступает на воен. службу, участвует в боевых действиях против горцев. На Кавказе написана первая часть во многом автобиогр. трилогии «Детство» (1852, первое опубл. произв. Т.), впоследствии продолженная пов. «Отрочество» (1854) и «Юность» (1855 - 56). Здесь впервые была высказана мысль о нравственном самоусовершенствовании - этический принцип поведения человека, к-рый определяет содержание дух. жизни его героев и к-рый Т. считал важнейшим принципом собст. поведения. Кавказские впечатления легли в основу повестей и рассказов «Набег», «Рубка леса», «Казаки» (1855 - 56) и др. В 1854 Т. переводится в Севастополь, участвует в Крымской войне, о к-рой рассказывает в цикле очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» (оба - 1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1856). После окончания войны Т. приезжает в СПб., знакомится с писателями из круга «Современника» (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский и др.), публикует повести и рассказы «Два гусара» (1856), «Утро помещика» (1856), «Три смерти» (1859), «Семейное счастье» (1859) и др. Результатом первой поездки за границу стал выросший из дневниковой записи рассказ «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн» (1857), вк-ром предъявляется строгий счет зап. цивилизации, потерявшей нравств. основы. Уже в первое десятилетие творчество Т. характеризуется масштабной и острой постановкой «предельных» проблем индивид. и соц. жизни (жизнь и смерть, война и мир, природа и цивилизация, Россия и Европа, крестьянство и дворянство, современность и история, естественность, органичность поведения и «тщеславие», театральность человеческой жизни), пластич. мощью и свободой воспроизведения предметного мира, особым типом психологизма, «диалектикой души» (Н.Г. Чернышевский), воссоздающей характер персонажа в его текучести, сиюминутности, сложных, противоречивых отношениях слова, мысли и поступка. В нач. 1860-х гг. Т. увлекается педагог. деят-ностью, открывает в Ясной Поляне школу, преподает в ней, издает педагог. ж. «Ясная Поляна», публикует статьи с изложением своей педагог. теории. В нач. 1870-х гг. еще раз возвращается к этим вопросам, составляет «Азбуку» (1877) и «Русские книги для чтения» (1875).

ТОЛСТОЙ Лев Ник.

Л.Н. Толстой с внучкой Верой. 1907

Вершиной и синтезом худож. исканий Т. стал роман «Война и мир» (1863 - 69), ист. повествование об эпохе наполеоновских войн, размышление о проблемах философии истории и в то же время грандиозная фреска рус. национальной жизни, «Илиада русских» (А. Моруа) - классич. образец романа-эпопеи, нового жанра мировой лит-ры. Созданный в следующее десятилетие роман «Анна Каренина» (1873 - 77) воссоздает трагически-конфликтную картину «переворотившейся» совр. жизни в ее частно-индивидуальном и соц. аспектах. Изображ. в финале романа нравств. кризис автопсихологич. героя, Левина, хронологич. совпадает с резким переломом в мировоззрении самого писателя.

С кон. 1870-х гг. Т. отрицает свое предшествующее творчество, резко критикует весь уклад обществ., гос. и религ. жизни с позиций патриархального крестьянского сознания, проповедует идеи «непротивления злу насилием» и обращается к ценностям личного, внецерковного христ-ва. Новая мировоззренч. парадигма («толстовство») выразилась прежде всего в религ.-филос. сочинениях «Исповедь» (1879 - 82), «Так что же нам делать?» (1882 - 86), «В чем моя вера» (1884) и др. Т.-публицист постоянно откликается на острейшие проблемы рус. жизни: голод («О голоде», 1891), правительств. террор эпохи 1-й рус. рев-ции («Не могу молчать», 1908), рабочий вопрос («Рабство нашего времени», 1900). Т.-художник после перелома отказывается от метода «диалектики души» и в назидательно-дидактич. манере, но с поразительной силой раскрывает «ложь» совр. цивилизации и истину «жизни по-божьи» (пов. «Смерть Ивана Ильича», 1886; «Крейцерова соната», 1887 - 89; «Отец Сергий», 1890 - 98; драмы «Власть тьмы», 1886; «Живой труп», 1890). Наиболее полно худож. искания позднего Т. отразились в «социально-идеологич.» (М. М. Бахтин) романе «Воскресение» (1889 - 99) с его «трезвым реализмом», гневным пророч. пафосом и в то же время изображением нравств. «воскресения», перерождения центр. героев. Вскоре после публикации романа Т. был отлучен от церкви (1901). Повесть «Хаджи Мурат» (1896-1904) в известной мере была возвращением к старой манере Т.; в гл. герое поэтич. воплощен дух борьбы, героич. «противления» злу и насилию.

28 окт. (10 нояб.) 1910 Т. совершил поступок, о к-ром давно мечтал и к-рый не раз изображал в своих произв. Он тайно покинул Ясную Поляну, решив и биографически навсегда порвать с «барским» образом жизни, поселиться в крестьянской избе где-нибудь на Ю. По пути Т. заболел и 10 (22) нояб. умер на станции Астапово. Уход, смерть и похороны писателя вызвали большой резонанс во всем мире, стали кульминац. точкой его жизненного пути.

Соч.: Полн. собр. соч. в 90 тт. М., 1992.

Лит.: Шкловский В.Б. Лев Толстой, М., 1963 (Серия ЖЗЛ); Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой //Б.М. Эйхенбаум. О литературе. М.,1987.