РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Л.Н. Толстой с внучкой Верой. 1907
Вершиной и синтезом худож. исканий Т. стал роман «Война и мир» (1863 - 69), ист. повествование об эпохе наполеоновских войн, размышление о проблемах философии истории и в то же время грандиозная фреска рус. национальной жизни, «Илиада русских» (А. Моруа) - классич. образец романа-эпопеи, нового жанра мировой лит-ры. Созданный в следующее десятилетие роман «Анна Каренина» (1873 - 77) воссоздает трагически-конфликтную картину «переворотившейся» совр. жизни в ее частно-индивидуальном и соц. аспектах. Изображ. в финале романа нравств. кризис автопсихологич. героя, Левина, хронологич. совпадает с резким переломом в мировоззрении самого писателя.
С кон. 1870-х гг. Т. отрицает свое предшествующее творчество, резко критикует весь уклад обществ., гос. и религ. жизни с позиций патриархального крестьянского сознания, проповедует идеи «непротивления злу насилием» и обращается к ценностям личного, внецерковного христ-ва. Новая мировоззренч. парадигма («толстовство») выразилась прежде всего в религ.-филос. сочинениях «Исповедь» (1879 - 82), «Так что же нам делать?» (1882 - 86), «В чем моя вера» (1884) и др. Т.-публицист постоянно откликается на острейшие проблемы рус. жизни: голод («О голоде», 1891), правительств. террор эпохи 1-й рус. рев-ции («Не могу молчать», 1908), рабочий вопрос («Рабство нашего времени», 1900). Т.-художник после перелома отказывается от метода «диалектики души» и в назидательно-дидактич. манере, но с поразительной силой раскрывает «ложь» совр. цивилизации и истину «жизни по-божьи» (пов. «Смерть Ивана Ильича», 1886; «Крейцерова соната», 1887 - 89; «Отец Сергий», 1890 - 98; драмы «Власть тьмы», 1886; «Живой труп», 1890). Наиболее полно худож. искания позднего Т. отразились в «социально-идеологич.» (М. М. Бахтин) романе «Воскресение» (1889 - 99) с его «трезвым реализмом», гневным пророч. пафосом и в то же время изображением нравств. «воскресения», перерождения центр. героев. Вскоре после публикации романа Т. был отлучен от церкви (1901). Повесть «Хаджи Мурат» (1896-1904) в известной мере была возвращением к старой манере Т.; в гл. герое поэтич. воплощен дух борьбы, героич. «противления» злу и насилию.
28 окт. (10 нояб.) 1910 Т. совершил поступок, о к-ром давно мечтал и к-рый не раз изображал в своих произв. Он тайно покинул Ясную Поляну, решив и биографически навсегда порвать с «барским» образом жизни, поселиться в крестьянской избе где-нибудь на Ю. По пути Т. заболел и 10 (22) нояб. умер на станции Астапово. Уход, смерть и похороны писателя вызвали большой резонанс во всем мире, стали кульминац. точкой его жизненного пути.
Соч.: Полн. собр. соч. в 90 тт. М., 1992.
Лит.: Шкловский В.Б. Лев Толстой, М., 1963 (Серия ЖЗЛ); Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой //Б.М. Эйхенбаум. О литературе. М.,1987.