РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Т. создавал произв. круглой скульптуры, рельефы, медальоны. Он один из самых ярких мастеров ампира, для его работ характерно истолкование принципов классицизма в духе новых идей романтич. иск-ва. Его первые работы - горельефный автопортрет с женой и ребенком (1811) и барельефы со сценами из «Одиссеи» Гомера (1810 - 13), выполненные розовым воском на черных шиферных досках. Прославился Т. 21 медальоном в память Отеч. войны 1812 и заграничных походов рус. армии в 1813-14 (воск, медные формы, отливки в гипсе; 1814 - 39). В увеличенном виде медальоны Т. включены арх. А.П. Брюлловым в отделку Александровского зала Зимнего дворца. Барельефами по мотивам медальонов Т. декорирован также Большой зал 1-го кадетского корпуса. Т. исполнил также ряд медальонов на темы войн 1826 - 29 с Персией и Турцией. Наряду с военными аллегориями, Т. исполнил мно-гочисл. миниатюрные семейные портреты в той же технике (воск). Из работ в круглой скульптуре наиболее примечательны терракотовая скульптура «Морфей» (1822) и «Нимфа с кувшином» для построенного А.И. Штакеншнейдером Львиного каскада в Петергофе (1857). Прекрасный рисовальщик и гравер, Т. - автор иллюстраций к поэме Н.Ф. Богдановича «Душенька» (на сюжет Амура и Психеи). Выполнял также иллюзионистич. рисунки, акварели-«обманки», романтич. жанровые сцены, картины в жанре «живописи интерьера» (в т. ч. «Семейный портрет», 1830, где Т. изобразил себя за работой в кругу семьи), силуэтные композиции. В 1830-е гг. писал театр. декорации и сочинял балеты. Писал политич. трактаты и повести.
Соч.: Записки //Русская старина. 1873. Т. 7, январь, февраль, апрель.
Лит.: Кузнецова Э. В. Ф.П. Толстой. М., 1977.