ТОЛСТОЙ Ал. Ник. (1883-1945) -писатель, драматург. Лит. карьеру
начал как поэт, выпустив сб. «декадентских» стихов («Лирика», 1907), напис.
под влиянием символистов. В раннем творчестве проявились тяготение Т. к
новейшим, модным веяниям в иск-ве, способность имитировать самые разные
идеи, формы и стили. Результатом увлечения фольклором стали книги «За синими
реками» и «Сорочьи сказки» (1909 - 10). Попыткой преодолеть манеру и поэтику
стилизаций явился цикл реалистич. повестей и рассказов, составивших книгу
«Заволжье» (1910). Написанные следом ром. «Чудаки» (1911) и «Хромой барин»
(1912) тематич. примыкают к «Заволжью», но в них ощутимо сильное воздействие
классиков 19 в. (Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского). В 1913
Т. дебютировал как драматург комедией «Насильники» (в последующие три года
созданы пьесы «Касатка», «Выстрел», «Ракета» и др.). В 1917 Т. обратился
к теме Петра Великого, в к-рой искал «разгадки рус. народа и рус. государственности»
(рассказы «Наваждение», «День Петра»). Не приняв окт. событий, Т. в 1919
эмигрировал (Париж, затем Берлин). За границей написаны ром. «Сестры» (1-я
часть трилогии «Хождение по мукам»), пов. «Детство Никиты», ряд новелл
об эмиграции («В Париже», «Рукопись, найденная под кроватью» и др.). В
этих произв. преобладают ностальгич. мотивы, раздумья о судьбах рус. интеллигенции
до и после рев-ции. В Россию Т. возвратился в 1923. В 20-е гг. им созданы
рассказы о гражд. войне («Голубые города», «Гадюка» и др.), в к-рых отразились
коллизии между рос. действительностью и идеями обновления жизни; сатир.
пов. «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), социально-фантастич. ром.
«Аэлита» (1922), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925). В кон. 20-х гг.
написан ром. «Восемнадцатый год» (2-я ч. «Хождения по мукам»), определивший
содержание трилогии как эпопеи о рев-ции и гражд. войне. В сер. 30-х гг.
Т. работал над пов. «Хлеб» («Оборона Царицына», 1935 - 37), в к-рой события
гражд. войны освещаются тенденциозно, с идеологич., «классовых» позиций.
Главным творением Т. 30-х гг. стал ист. роман «Петр Первый». В нем он воссоздал
одну из «трагич. и творч. эпох, в которую завязывался рус. характер». Его
волновала проблема ист. аналогий. В романе акцентированы идеи искупления
народных страданий, рус. государственности, а также деспотизма как оборотной
стороны развития, прогресса нации. В 1941 был закончен роман «Хмурое утро»,
заключит. часть трилогии, созд., по определению автора, в жанре «монумент.
реализма». Коренную идею эпопеи Т. выразил так: «"Хождение по мукам" --
это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям,
унынию, взлетам - ощущение целой огромной эпохи...» Наиб. значит. произв.
военных лет явились публицистич. статьи («Что мы защищаем», «Русская сила»
и др.), цикл «Рассказы Ивана Сударева», драматич. дилогия «Иван Грозный».
Достижения Т. как художника относятся гл. обр. к жанрам крупной эпич. формы
и ист. романа; он - признанный мастер рус. худож. речи.