ТОЛСТОЙ Ал. Конст. (1817-75) -писатель. Воспитывался в доме брата
матери А.А. Перовского (А. Погорельский) и был одним из наиб. приближенных
лиц цесаревича Александра. Поступил в Моск. архив Мин-ва иностр. дел (1834),
выдержал экзамен на чин в Моск. ун-те (1835) и назначен в рус. миссию при
герм. сейме во Франкфурте-на-Майне (1837). Служил во 2-м Отд. Собств. Е.И.В.
канц. (с 1840), в 1843 - камер-юнкер, в 1851 - церемониймейстер Двора,
в 1856 - флигель-адъютант, потом - егермейстер, в 1861 вышел в отставку.
Пользуясь особым расположением наследника (а потом имп.) Александра II,
хлопотал о возвращении из ссылки Т.Г. Шевченко (1860), вступился за И.С.
Аксакова, к-рому было запрещено издавать газ. «День», за И.С. Тургенева
в связи с арестом в 1852 и привлечением к дознанию по делу о «лондонских
пропагандистах» (1864), за Н.Г. Чернышевского в связи с его осуждением.
В то же время свою полит. позицию Т. определял как позицию независимого
поэта, стоящего между враждебными станами и одинаково не приемлющего как
ретроградов, так и радикалов («Двух станов не боец, а только гость случайный...»,
1858; «Против течения», 1867 и др.). Первое печатное произв. Т. - пов.
«Упырь» (1841). В 1854 в «Современнике» начал печатать произв. Козьмы Пруткова,
а также лирич. стихотворения. В 1857 ушел из «Современника» и в 1860 -70-х
гг. печатался гл. обр. в «Рус. вестнике» и «Вестнике Европы». Как лирич.
поэт Т. принадлежит к поэтам «чистого иск-ва» (см. «Поэт», «Господь, меня
готовя к бою...», «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель...»
и др. стихотворения, а также драм. поэму «Дон Жуан», поэму «Иоанн Дамаскин»
и др.). Мн. из его стихотворений приобрели широкую известность («Я знаю
край, где все обильем дышит...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»,
«Средь шумного бала...», «Колокольчики мои...», «То было раннею весной...»
и др.; более 70 стихотворений Т. положено на музыку П.И. Чайковским, Н.А.
Римским-Корсаковым, М.П. Мусоргским, А.Г. Рубинштейном, С.И. Танеевым и
др.). В «былинах» и «балладах», ром. «Князь Серебряный» (1863) и драм.
трил. («Смерть Иоанна Грозного, 1866; «Царь Федор Иоаннович», 1868; «Царь
Борис», 1870) Т. исходил из стройной концепции истории России. Его идеал
- Киев. Русь и древний Новгород; это время, в к-рое нормой была простота
нравов, уважение к личному достоинству человека и его свободе, высокий
уровень развития иск-в; губительными для рус. нац. развития были татарское
иго и «московская государственность», к-рой наследует совр. самодержавие.
Отсюда - критика совр. государственности в творчестве Т. («История государства
Российского от Гостомысла до Тимашева», «Сон Попова» и др.).