РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Лен и коноплю дергали, дождавшись их созревания. Семена льна и конопли удаляли обмолотом или срезанием головки, иногда продергиванием между пальцами рук. Молотили вальком, затем стебли конопли или льна мочили в пруду, болоте или спец. яме. Лен и муж. стебли конопли иногда вместо мочения стлали, т. е. раскладывали на лугу тонким равномерным слоем на 15 - 20 дней в сент.-окт. Жен. стебли конопли часто оставляли разложенными под снегом до весны.
Следующая операция - мятье, изламывание обмолоченных и вымоченных стеблей с целью отделить кострыку от волокна; для этого использовались мялки. После мятья волокна трепали, отделяя костру и мелкие частицы волокна (отрепья) от длинных волокон. Последней подготовит. операцией было чесание гребнем или щеткой.
Нить из шерсти или из растит. волокна получали прядением, к-рым занимались девушки и женщины с окт. по масленицу. Наиболее распростр. в рус. деревне было прядение на веретене. По-видимому, еще до 17 в. на Руси появилась ножная самопрялка. Однако, несмотря на меньшую (примерно в 7 раз) производительность прядения на веретене, многие женщины, особенно пожилые, предпочитали его самопрялке. Напряденные нити перематывали в мотки на специальных приспособлениях и орудиях - мотовиле, тальке или баране. Из мотков нити перематывали в клубок или на вьюшку. Для получения более прочной нити ее сучат, т.е. соединяют вместе две или более нитей. Чтобы подготовить основу для навивки на ткацкий стан, на стене или на рамочной сновалке нить сновали.
Ткачество. Миниатюра. 18 в.
Традиц. способы тканья у рус. относятся как к примитивным, так и к развитым типам. Кроме того, у вост. славян известно неск. способов полутканья, переходных от плетения к тканью, - плетение «на вилочке», на ноге. Один из примит. видов тканья - на квадратных дощечках был распространен у русских, белорусов, болгар, у поволжских и балт. народов. Развитое тканье осуществлялось на ткацких станах (кроснах), из к-рых более древним типом является вертикальный, более поздним - горизонтальный. На вертик. стане длина полотна определяется размером рам. Горизонт. стан допускает неогранич. длину ткани. Холст белили, опуская в воду и отбивая на камне вальком, расстилая затем на лугу под солнцем, при этом неск. раз в день холсты смачивали водой. Беление сочетали с золением: холст заливали на ночь в котлах горячим щелоком (раствором золы в воде). Сукно у русских валяли ногами или на рубчатой поверхности, поливая при этом горячей водой. Готовую шерстяную ткань для юбок лощили. Материя становилась блестящей и без волосков.
Выделяются два больших ареала, соответств. зонам расселения племен - предков рус. и отличающихся специфич. особенностями техники Т.: юж.-рус., для к-рого характерны цеп, валек, вертикальный гребень, вилкообразная прялка, горизонт. ткацкий стан с косой, тканье на трех подножках, закладная техника, ткани из конопли, употребление струны для шерстобития, тканье на бердечке; многие эл-ты юж.-рус. Т. родственны Т. поволжских финно-угров и тюрок. Для сев.-рус. Т. характерны многочисл. эл-ты, родств. балтийским: прядение на вилочке, драчки, корды, а также общие с белорус. - лопатообразная прялка, горизонтальный ткацкий стан из копани, тканье на трех подножках, браная техника на одном утке. Ср.-рус. Т. является смешанным по типу, соединяя сев. и юж. эл-ты.
Т. в рус. деревне было занятием всего женского населения, хотя нек-рые компоненты ткацкого процесса считались мужской работой. Уже на раннем этапе в крестьянской общине обособились люди, для к-рых Т. было основным занятием. В вост.-славян. сказках ткач соревнуется с чертом и всегда выходит победителем, ткач, как и др. ремесленники, считался хранителем эзотерич. знания. Тканье и прядение в традиц. мировоззрении рус. рассматривалось как действие при символич. создании и воссоздании вселенной: растяжение, распространение и заполнение пространства. Прядение, основное занятие женщин в зимние месяцы, играло большую роль в соц. жизни общины; девушки пряли на посиделках, на к-рые ходили в гости и парни. На масленицу на прялках катались с гор и сжигали накопившиеся за зиму отбросы прядева.
В 1930 -50-е гг. у вост. славян домашнее Т. было полностью вытеснено фабричным.
Лит.: Лебедева Н.И. Прядение и ткачество вост. славян в 19 - нач. 20 в. //Вост.-слав. этнограф. сборник. М., 1956. С. 459-540. (Тр. Ин-та им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая сер. Т. 31); Зеленин Д.К. Вост.-слав. этнография. М., 1991. С. 178-202.