РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТИМЕ Елиз. Ив.

ТИМЕ Елиз. Ив.

ТИМЕ Елиз. Ив. ТИМЕ Елиз. Ив. (1884-1968) - актриса. Родилась в Пб., в семье горного инж., крупного ученого И. А. Тиме и певицы - актрисы Мариинского т-ра В. В. Тиме. В 1903 - 06 училась в конс. по классу пения, одновременно с 1904 - на ист.-филол. отд. Бестужевских курсов и с 1905 по 1908 в Петербург. театр. уч-ще (класс Ю. Озаровского). В 1908 принята в труппу Александрийского т-ра, где работала до своей кончины. Однако в силу разносторонности образования и дарования параллельно с драматич. сценой выступала в балете (пантомимическая роль Клеопатры в балете М. Фокина «Египетские ночи» на муз. А. Аренского, Мариинский т-р, 1908), в оперетте. Разносторонность дарования сказалась и в обширном диапазоне актерских возможностей Т. Принятая на амплуа гранд-кокет, она дебютировала ролью Эммы Розенблат в шутке Л. Добржанского «Золотой телец», а затем в совр. репертуаре из пьес Г. Зудермана, П. Невежина и др. сыграла много ролей «роковых», «загадочных» женщин. Случайно полученные роли Елены Андреевны («Дядя Ваня» А. Чехова) и Дианы («Умная для себя, дура для других» Лопе де Вега) изменили представление о масштабе ее дарования. На Александрийской сцене Т. справлялась с ролями самого разнообр. характера, ей были подвластны и драма, и трагедия, и водевиль. Жанровое разнообразие ролей будет сопровождать всю творч. биографию Т. Среди ее ролей: герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э. Скриба), Глафира («Волки и овцы»), Юлия Тугина («Последняя жертва» А. Островского), графиня Юлия («Заговор Фиеско» Ф. Шиллера), Ирина («Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого), Мирандолина («Трактирщица» К. Гольдони), Настасья Филипповна («Идиот» по Ф. Достоевскому). Творч. гибкость позволила Т. перешагнуть рубеж, непреодолимый для большинства актрис Александрийского т-ра, включив в свой репертуар роли в совр. сов. пьесах. В 1924 - 25 она сыграла Устинью в «Пугачевщине» К. Тренева, Виринею в «Виринее» Л. Сейфуллиной, позже - Марфу Коврову в «Ярости» Е. Яновского. Только с начала 1930-х гг. репертуар Т. приобретает нек-рую определенность, замыкаясь в рамках амплуа: Эмилия («Отелло» У. Шекспира), Вышневская («Доходное место»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Клеопатра («Враги» М. Горького), Анна Андреевна («Ревизор» Н. Гоголя). После возвращения т-ра из эвакуации Т. играет роли Хлестовой («Горе от ума» А. Грибоедова), Гурмыжской («Лес» Островского) и др. Тогда же Т. играет Змеюкину в «Свадьбе» Чехова и миссис Уоррен в «Профессии миссис Уоррен» Б. Шоу. Самой значит. ролью, завершившей творч. путь Т., была Бабушка в «Игроке» Ф. Достоевского. Т. рано начала концертную деят-ность, была известна как мастер худож. слова. Программы ее были отмечены высоким худож. вкусом. Рано занялась она и педагогич. работой. Уже в 1913 преподавала в школе сценич. иск-в А. Петровского, где вела класс водевиля. С 1919 Т. преподает в Ин-те живого слова, затем в Ин-те сценич. иск-в (ныне Ин-т т-ра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова). В 1951 получила звание проф.