РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Были восстановлены традиции изучения тибет. рукописей, яз., лит-ры, ист. - Е.К. Кычанов, Б.А. Богословский (1932 - 89), А.С. Мартынов, Л.С. Савицкий - тибет. буддизма и его философии (буддологическая группа в СПб. филиале Ин-та востоковедения Рос. АН под рук. В.И. Рудого). Крупным событием явилась публикация тибет.-рус.-англ. словаря с санскритскими параллелями Ю.Н. Рериха (10 выпусков, 1983 - 87), подготовл. к печати Ю.М. Парфионовичем (1921-90) и В. Дылыковой.
В Зап. Европе знакомство с Тибетом произошло в 1-й четв. 17 в. благодаря деят-ности католич. миссионеров. Европа приступила к науч. изуч. Востока лишь во 2-й пол. 18 в. Основоположником зап.-европ. Т. считается венгер. путешественник и ученый А. Чома де Кереши (1790 - 1842), к-рый в 1834 выпустил первую науч. грамматику тибет. яз. и тибет. -англ. словарь. Венгер. школа Т. по сей день одна из сильнейших в мире. Франц. школа возникла в 40-х гг. 18в., основоположниками ее были Ф.Е. Фуко и Л. Феер. В нач. 20 в. блестящие открытия А. Стейна и П. Пельо в Вост. Туркестане и в Дуньхуане (С.-З. Китай) пополнили коллекции англ. и франц. музеев и б-к ценнейшими тибет. рукописями 8- 10 вв. В Италии одна из сильнейших в мире школ Т., сложилась в 30-х гг. 20 в. благодаря деят-ности выдающегося ученого Дж. Туччи, путешественника, археолога, филолога. В 1950 он для публикации тибет. и санкрит. рукописей и их иссл. основал всемирно известную «Serie Orientale Roma». Сильная школа немец. тибетологов (до войны в ней работали такие ученые, как Б. Лауфер, М. Валлезир, Г. Людерс, О. Франке и др.) в настоящее время работает в неск. направлениях: буддология (центр Геттинген), медицина, каталогизация тибетских рукописей и кн. в хранилищах Непала, Индии и др. (центр Гамбург). С 1959 начался новый этап в изучении Тибета. После бегства XIV Далай-Ламы из Тибета в Индию многие тибет. ученые устремились на З., в Сев. Америку и Европу. Здесь представители разных школ тибет. буддизма основали ряд религиозных и науч. центров. Многие тибет. ученые (Самтен Г. Кармай, Тхубтен Дж. Норбу, Намкай Норбу, Гхеша Рабтен и др.) уже издали в соавторстве с европ. учеными тибет. буддийские и медиц. тексты. Они принесли в зап. Т. методы тибет. устной комментаторской традиции.
Лит.: Азиатский Музей - Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН
СССР. М., 1972. С. 149-176; Кычанов Е. И., Савицкий Л.С. Люди и боги страны
снегов. М., 1975; История отеч. востоковедения до сер. 19 в. М., 1990.
С. 284-317.