РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТИБЕТОВЕДЕНИЕ

ТИБЕТОВЕДЕНИЕ

ТИБЕТОВЕДЕНИЕ ТИБЕТОВЕДЕНИЕ - отрасль востоковедения, к-рая занимается науч. изучением Тибета - геогр. обл. и гос-ва в Центр. Азии. В письм. источниках Тибет упоминается с сер. 7 в. н. э., когда группа племен объединилась в централизованное гос-во. Историю Т. в России условно можно разделить на неск. периодов: 1) 1829 - 55 - собирание источников - тибетских текстов, изучение яз., первые попытки составления грамматик и словарей. Основы научн. Т. в России были заложены Я.И. Шмидтом (1779 -1847), А.А. Шифнером (1817 - 79), Н. Я. Бичуриным (1777-1853) и др. 2) 1855-1900 -период связан с деят-ностью ученых ф-та вост. яз. С.-Петерб. ун-та. Основные достижения Т. связаны с деят-ностью акад. В.П. Васильева (1818 - 1900). Будучи буддологом по преимуществу, он обратил внимание ученых на необходимость изучения тибетских буддийских текстов для реконструкции ист. буддизма и его канона. В этой связи он приступил к созданию буддийского терминологич. лексикона, в к-ром санскритский термин получал тибетский и китайский эквиваленты и пояснения на основе оригин. текстов. Работа осталась незаконченной. Деят-ность Васильева определила дальнейшие пути развития Т. и буддологии. 3) 1900 - кон. 30-х гг. - этот период связан с деят-ностью акад. Ф.И. Щербатского (1866-1942) и его школы: Е.Е. Обермиллера (1901 -35), А.И. Вострикова (1904 - 42), М.И. Тубянского (1893-1943), Б.Б. Барадийна (1878-1939), Б.В. Семичова (1900-81) и др. Иссл. этой школы оставили глубокий след в ист. мирового Т. во мн. его аспектах: буддийской философии, ист. и филологии. Эта замечат. школа была погублена сталинскими репрессиями, и научное Т. в России стало возрождаться только со 2-й пол. 50-х гг. 20 в. Процесс возрождения связан с именами B.C. Воробьева-Десятовского (1928-56) и Ю.Н. Рериха (1902-60), к-рый в 1957 вернулся на Родину.

Были восстановлены традиции изучения тибет. рукописей, яз., лит-ры, ист. - Е.К. Кычанов, Б.А. Богословский (1932 - 89), А.С. Мартынов, Л.С. Савицкий - тибет. буддизма и его философии (буддологическая группа в СПб. филиале Ин-та востоковедения Рос. АН под рук. В.И. Рудого). Крупным событием явилась публикация тибет.-рус.-англ. словаря с санскритскими параллелями Ю.Н. Рериха (10 выпусков, 1983 - 87), подготовл. к печати Ю.М. Парфионовичем (1921-90) и В. Дылыковой.

В Зап. Европе знакомство с Тибетом произошло в 1-й четв. 17 в. благодаря деят-ности католич. миссионеров. Европа приступила к науч. изуч. Востока лишь во 2-й пол. 18 в. Основоположником зап.-европ. Т. считается венгер. путешественник и ученый А. Чома де Кереши (1790 - 1842), к-рый в 1834 выпустил первую науч. грамматику тибет. яз. и тибет. -англ. словарь. Венгер. школа Т. по сей день одна из сильнейших в мире. Франц. школа возникла в 40-х гг. 18в., основоположниками ее были Ф.Е. Фуко и Л. Феер. В нач. 20 в. блестящие открытия А. Стейна и П. Пельо в Вост. Туркестане и в Дуньхуане (С.-З. Китай) пополнили коллекции англ. и франц. музеев и б-к ценнейшими тибет. рукописями 8- 10 вв. В Италии одна из сильнейших в мире школ Т., сложилась в 30-х гг. 20 в. благодаря деят-ности выдающегося ученого Дж. Туччи, путешественника, археолога, филолога. В 1950 он для публикации тибет. и санкрит. рукописей и их иссл. основал всемирно известную «Serie Orientale Roma». Сильная школа немец. тибетологов (до войны в ней работали такие ученые, как Б. Лауфер, М. Валлезир, Г. Людерс, О. Франке и др.) в настоящее время работает в неск. направлениях: буддология (центр Геттинген), медицина, каталогизация тибетских рукописей и кн. в хранилищах Непала, Индии и др. (центр Гамбург). С 1959 начался новый этап в изучении Тибета. После бегства XIV Далай-Ламы из Тибета в Индию многие тибет. ученые устремились на З., в Сев. Америку и Европу. Здесь представители разных школ тибет. буддизма основали ряд религиозных и науч. центров. Многие тибет. ученые (Самтен Г. Кармай, Тхубтен Дж. Норбу, Намкай Норбу, Гхеша Рабтен и др.) уже издали в соавторстве с европ. учеными тибет. буддийские и медиц. тексты. Они принесли в зап. Т. методы тибет. устной комментаторской традиции.

Лит.: Азиатский Музей - Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 149-176; Кычанов Е. И., Савицкий Л.С. Люди и боги страны снегов. М., 1975; История отеч. востоковедения до сер. 19 в. М., 1990. С. 284-317.