ТЕМПЕРА (от итал. temperare - смешивать краски) - живопись красками,
в к-рой связующее вещество - эмульсия из воды и яичного желтка или разведенного
на воде растит. или животного клея (казеин, гуммиарабик), смешанного с
маслом (или с маслом и лаком). Т. имеет бархатистую матовую фактуру, допускает
письмо alia prima, лессировки, многослойную живопись, долго сохраняет первозданную
свежесть красок; она не требует покрытия лаком, а под ним выглядит внешне
как масляная живопись. Т. известна уже в Др. Египте, в Ср. века стала осн.
техникой живописи (особ. станковой; применялась и для монумент. росписей),
в т. ч. иконописи в Др. Руси. Рус. мастера ввели новые материалы, усовершенствовали
технику. Традиционной техникой рус. иконописи была яичная Т. на желтке,
наносившаяся по левкасу; сверху ее крыли олифой или масляным лаком. В Зап.
Европе с 15 в., а в России с нач. 18 в. Т. вытесняется масляной живописью
(в т. ч. и в иконописи). С кон. 19 в. вновь применяется для станковых и
декор.-прикладных работ. В Т. нередко работали мастера рус. модерна (напр.,
портрет Ф. Шаляпина в роли Бориса Годунова, написанный А.Я. Головиным в
1912; большинство картин Н.К. Рериха).