РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В общесемиотическом понимании, термин «Т.» применяется к любой знаковой последовательности, способной выступать как самостоятельный знак. Семиотика культуры в русле тартуско-моск. семиотич. школы (представления о Т. разрабатывали преимущественно Ю.М. Лотман и A.M. Пятигорский) рассматривает как Т. разнообразные явления культуры (напр., ритуал, танец, произведение иск-ва и т. д.), полагая культуру совокупностью Т., обеспечивающих адекватную передачу значений и порождение новых смыслов. Первая функция наилучшим образом осуществляется гомогенными Т. и мета-Т. на искусств. языках, вторая - Т. гетерогенными и гетероструктурными, закодированными одновременно несколькими кодами («языками») культуры. Выполняя, помимо коммуникативной, смыслообразующую функцию, Т. выступает как генератор смыслов, что происходит благодаря взаимодействию Т. с контекстом - другими Т. и семиотич. средой. Особенно явно это в худож. Т., обнаруживающих свойства интеллектуальных устройств (память, переработка и порождение информации), в свете чего представление об общении с Т. оказывается более точным, чем понятие дешифровки Т. (напр., общение пользователя и Т., общение между Т. и культурным контекстом).
Лит.: Пятигорский А.М. Нек-рые общие замечания относит. текста как разновидности сигнала // Структурно-типологич. иссл. М., 1962; Лотман Ю.М. Структура худож. текста. М., 1970; Мельчук И.А. Опыт теории лингвистич. моделей «Смысл - Текст». М., 1974; Новое в заруб. лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. М., 1978; Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Труды по знаковым системам. Вып. 12. Тарту, 1981; Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996.