РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
То, какие части тела покрывают Т., зависит, в частности, от одежды, принятой у данного этноса. Так, на Маркизских островах, жители к-рых одежды не носили, Т. покрывали все тело. В Европе, где Т. сохранилась лишь в остаточных формах, ее часто наносят на места, обычно скрытые одеждой.
В традиц. об-вах нанесение Т. выполняло три осн. функции: функцию оберега, функцию маркера этнич. принадлежности и функцию инициационного знака; дополнит. функцией была эстетическая. Часто характер Т. различался в зависимости от пола, иногда Т. носили представители только одного пола (женщины у айнов).
В антич. об-ве Т. была знаком, к-рым метили рабов, пленных; для знати татуирование было унижением. Отголоском обычая нанесения Т. с изображением тотема можно считать принятую у ранних христиан практику татуирования изображения креста, символизировавшую близость к Богу. В европ. об-вах нового и новейшего времени Т. продолжает существовать, сохраняя свои функции (инициационную, демаркативную, отчасти обереговую) в относительно изолиров. от остального об-ва соц. группах, как правило - однополых по составу: у моряков, у преступников и др.; до 19 в. нередко Т. наносили на тело ремесленники для обозначения своей принадлежности к цеху; изображения сладострастных сцен татуировали у себя на теле профес. проститутки. У современных вост. славян Т. сохраняется фактически только у моряков (якоря, надписи «Не забуду мать родную», инициалы) и в преступном мире, где Т. маркирует, в каком-то смысле, и социальный статус: нек-рые воровские «авторитеты» имеют Т. по всему телу. Большое распространение получило татуирование во время Вел. Отеч. войны; и сейчас многие мужчины делают себе Т. во время службы в армии. Сейчас у русских, украинцев и белорусов Т. встречается значительно чаще у мужчин; среди женщин имеют Т. представительницы преступного мира («блатные»). В самое последнее время Т. переживает «второе рождение» и распространена среди молодежи.