РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТАТУИРОВКА

ТАТУИРОВКА

ТАТУИРОВКА ТАТУИРОВКА - несмываемые и невыводимые рисунки на теле, нанесенные путем введения под кожу красящих веществ накалыванием или надрезанием. Нанесение Т. распространено у светлокожих народов, тогда как у этносов с более темной пигментацией кожи (Африка, Австралия, Меланезия и др.) вместо Т. чаще наносят на тело рубцы и насечки, к-рые нередко также относят к Т. Т. наносят острым инструментом (шип колючки, острый обломок раковины, игла, заостр. кость) и в свеженаколотое место втирают краску рукой; очень часто применяется и другой способ - наконечник перед нанесением надреза обмакивают в краску. Краску для Т. чаще всего изготовляют, разводя в воде угольный порошок, сажу или порох; у нек-рых этносов принято наносить разноцветную Т., для чего применяют синюю тушь, киноварь и др. Близок к этому способ клеймения - нанесения рисунков на тело раскаленным металлом. Рис. на кожу наносят также прошиванием кожи: нитки предварительно обмакивают в краску.

То, какие части тела покрывают Т., зависит, в частности, от одежды, принятой у данного этноса. Так, на Маркизских островах, жители к-рых одежды не носили, Т. покрывали все тело. В Европе, где Т. сохранилась лишь в остаточных формах, ее часто наносят на места, обычно скрытые одеждой.

В традиц. об-вах нанесение Т. выполняло три осн. функции: функцию оберега, функцию маркера этнич. принадлежности и функцию инициационного знака; дополнит. функцией была эстетическая. Часто характер Т. различался в зависимости от пола, иногда Т. носили представители только одного пола (женщины у айнов).

В антич. об-ве Т. была знаком, к-рым метили рабов, пленных; для знати татуирование было унижением. Отголоском обычая нанесения Т. с изображением тотема можно считать принятую у ранних христиан практику татуирования изображения креста, символизировавшую близость к Богу. В европ. об-вах нового и новейшего времени Т. продолжает существовать, сохраняя свои функции (инициационную, демаркативную, отчасти обереговую) в относительно изолиров. от остального об-ва соц. группах, как правило - однополых по составу: у моряков, у преступников и др.; до 19 в. нередко Т. наносили на тело ремесленники для обозначения своей принадлежности к цеху; изображения сладострастных сцен татуировали у себя на теле профес. проститутки. У современных вост. славян Т. сохраняется фактически только у моряков (якоря, надписи «Не забуду мать родную», инициалы) и в преступном мире, где Т. маркирует, в каком-то смысле, и социальный статус: нек-рые воровские «авторитеты» имеют Т. по всему телу. Большое распространение получило татуирование во время Вел. Отеч. войны; и сейчас многие мужчины делают себе Т. во время службы в армии. Сейчас у русских, украинцев и белорусов Т. встречается значительно чаще у мужчин; среди женщин имеют Т. представительницы преступного мира («блатные»). В самое последнее время Т. переживает «второе рождение» и распространена среди молодежи.