РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
(1932 - 86) - кинорежиссер. Сын поэта А. А. Тарковского. Учился в Арх. ин-те; в 1960 окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская М. Ромма). Снимался в эпизоде ф. М. Хуциева «Мне 20 лет» («Застава Ильича», 1962).
Авторское кино Т. началось с дипломной новеллы «Каток и скрипка» по сценарию А. Михалкова-Кончаловского и Т. (1960). В коротком ф. содержались поэтич. мотивы, истоки, символы, развернутые затем в «Ивановом детстве», «Зеркале». Такая зеркальность мотивов, взаимопроницаемость ф. была присуща авторскому почерку Т. В работе над дипломным ф. реж. нашел «своего» оператора В. Юсова (за 10 лет сняли вместе 3 ф.) и комп. В. Овчинникова («Иваново детство», «Андрей Рублев»).
Ф. «Иваново детство» (1962), получивший 15 междунар. призов, сразу утвердил принадлежность Т. к поэтич. кино. Судьба др. отеч. фильмов Т. складывалась крайне напряженно. Исповед. мотивы, все сильнее звучавшие в его творчестве, оказались за гранью дозволенного тоталитарным гос-вом. Открытое неприятие вызвал «Андрей Рублев» (1966 - 67, сценарий Михалкова-Кончаловского и Т.). Это был новый взгляд на предназначение худ., втянутого в водоворот событий, совершенно новая трактовка тяжелейшего периода отеч. истории. Несвоеврем. откровением оказался и житийный жанр фильма.
«Солярис» (1972, по мотивам ром. С. Лема, сценарий Ф. Горенштейна и Т.) дал простор для филос. размышлений о добре и зле, их соотнесенности во времени, в мироздании и в отдельном человеке. Мотив личной памяти стал стержнем в образной структуре и поэтике ф.
В «Зеркале» (1974) авторская исповедальность достигла апогея. Экранный мир аутентичен мироощущению его создателя. Одухотворенная образность бытия предстала здесь в своей незавершенной цельности.
«Сталкер» (1979, по мотивам пов. А. и Б. Стругацких) - последний и самый мрачный из рус. ф. Т. Все герои «Сталкера» отмечены печатью Зоны, печатью безнадежности и ущербности. В «Сталкере» Т. впервые выступил как художник ф.
Кадр из фильма А.А. Тарковского «Зеркало». В главной роли М. Терехова
Авторство кинематографа Т. во мн. определялось силой его воздействия на творч. коллектив. А. Солоницын, Н. Гринько, О. Янковский, М. Терехова, А. Кайдановский - все они были актерами Т. и его ближайшими единомышленниками, как и Э. Артемьев - композитор «Соляриса», «Зеркала», «Сталкера».
В 1982 Т. уехал в Италию. На родину он вернулся только в своих ф. В Италии (совм. с Т. Гуэррой) снял док. ф. «Время путешествия» (1982) и в 1983 - «Ностальгию» с Янковским в гл. роли, первонач. предназначавшейся Солоницыну. В 1986 в Швеции Т. закончил последний ф. «Жертвоприношение». Поэтика поздних фильмов Т. глубоко связана с его «рус.» фильмами. Тема подвижничества , ведущая для Т., к финалу его творч. и жизн. пути достигла необычайной высоты и трагедийности. Исповедь художника стала его завещанием, адресованным в Россию.
В 1988 А. Сокуров снял полнометр. док. фильм о Т. «Московская элегия».
Соч.: Говорят режиссеры «Мосфильма» //Когда фильм окончен. М., 1964; Запечатленное время // Вопр. киноиск-ва. М., 1967. Вып. 10; О кинообразе // Иск-во кино. 1979. № 3; Лекции по кинорежиссуре // Там же. 1990. №7-10.
Лит.: Зак М. Андрей Тарковский. М., 1988; Михалкович В. Андрей Тарковский. М., 1989; О Тарковском. М., 1989; Мир и фильмы А. Тарковского. М., 1991; Туровская М. 7 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского. М., 1991.