ТАНК (англ. tank - цистерна, резервуар) - гусеничная боевая машина,
полностью брониров., с арт. и пулеметным вооружением. Первые в мире проекты
Т. были предложены инж. В.Д. Менделеевым в 1911. В 1915 А. А. Пороховщиков
построил и испытал боевую машину «Вездеход». Реальные образцы Т. были построены
в Англии (Марка-1) и впервые применены 15 сент. 1916 на р. Сомме. В 1916
появились франц. Т. «Рено», «Шнейдер», «Сен-Самон», в 1918 - немецкие А-7-У
и А-7-УИ. В России до рев-ции свои Т. не производились. Первый сов. Т.,
выпущенный в Сормове в 1920, представлял собой копию франц. «Рено». Его
развитием был первый сов. серийный Т. МС-1 (Т-18). Для накопления опыта
было решено наладить произ-во закупленных за границей Т. «Виккерс» (Т-26)
и «Кристи» (БТ-2). Они послужили базой, на к-рой развивалась сов. школа
танкостроения, давшая к началу Вел. Отеч. войны лучшие в мире Т-34 и КВ.
В годы войны эти Т., оставаясь осн. боевыми машинами Кр. армии, совершенствовались
и улучшались от модели к модели. Т-34 образца 1940 модернизировался вначале
в Т-34 образца 1941, затем в Т-34-85 и Т-44. KB прошел следующую эволюцию:
КВ-1, КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3. После войны эти Т. послужили основой
для создания следующего поколения воен. техники. Линию Т-34 продолжили
Т-54, Т-55. Линию КВ-Ис-4, Т-10. В 50-е гг. деление Т. на тяжелые и средние
изжило себя и возобладала концепция осн. боевого Т. Такими стали Т-62,
Т-70, Т-80. Линия легких Т., начавшаяся Т-26, также оставила заметный след
в сов. танкостроении. В Вел. Отеч. войне принимали активное участие Т-40,
Т-60, Т-70, Т-80. После войны эта линия не развивалась, но послужила базой
для создания новой машины - боевой машины пехоты (БМП) и десанта (БМД).