РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТАИРОВ Ал-др Як.

ТАИРОВ Ал-др Як.

ТАИРОВ Ал-др Як. ТАИРОВ Ал-др Як. (1885-1950) -режиссер, актер, реформатор и теоретик т-ра. Род. в семье учителя. Первые сильные театр. впечатления связаны с гастролями бр. Адельгейм. Учась в Киев. г-зии, начал выступать в любит. спектаклях. После окончания г-зии поступил на юрид. ф-т Киев. ун-та, но занятия т-ром не оставил: со сборными труппами ездил по провинции. В 1905 вступил в труппу М. Бородая в Киеве. Во время приезда в Киев В. Комиссаржевской показался ей и получил приглашение в ее т-р. Сезон 1906 - 07, переведясь в СПб. ун-т, работал в т-ре на Офицерской. Играл Голубую маску в «Балаганчике» А. Блока, «Нищего в «Сестре Беатрисе» М. Метерлинка, Шаняву в «Вечной сказке» С. Пшибышевского. Несогласный с принципами «условного» т-ра В. Мейерхольда, покидает Пб., нек-рое время играет в киев. «Новой драме», потом вступает в петерб. труппу 1-го передвижного общедоступного драматич. т-ра, где работает три сезона. Здесь Т. начинает свою реж. деят-ность: ставит шекспировского «Гамлета», где играет Лаэрта, «Эроса и Психею» Ю. Жулавского, «Дядю Ваню» А. Чехова. В этих спектаклях Т. начинает разрабатывать новые принципы построения сценич. площадки, экспериментирует в области музыки к спектаклю. Уйдя из театра, работает в Риге, Симбирске. В 1911 возвращается в Пб., поступает в Новый драматич. т-р, где много играет и ставит пьесы Л. Андреева, Пшибышевского, Чехова, Б. Шоу. В 1913 заканчивает ун-т и вступает в моск. адвокатуру. Здесь принимает предложение К. Марджанова и становится реж. Свободного т-ра, где ставит пантомиму «Покрывало Пьеретты» и оперетту «Желтая кофта», пробуя себя в новых жанрах.

В 1914 вместе с А. Коонен и группой актеров создает Моск. Камерный т-р - «т-р эмоционально-насыщ. форм», к-рый хочет противопоставить как натуралистич., так и «условному» т-ру.

Начальный период деят-ности Камерного театра сам Т. характеризовал как «неореализм». В спектаклях этого периода он стремится к романтич. и трагедийному репертуару, требует от актеров большой эмоциональности и изощренного мастерства. Т. ставит «Сакунталу» Калидасы (1914), «Женитьбу Фигаро» П. Бомарше (1915), «Покрывало Пьеретты» (1916). Наиболее значит. постановками этого периода стали «Фамира-Кифарэд» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). С 1917 Т. ставит спектакли «Король-арлекин» Р. Лотара, «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба, «Принцесса Брамбилла» по Э.Т.А. Гофману, «Благовещение» П. Клоделя, характеризующиеся некоторой абстрактностью характеров, утверждением вечного смысла проблем Любви и Смерти. Особенно ярко эти темы прозвучали в постановке «Ромео и Джульетты» У. Шекспира.

Переломным моментом в творчестве Т. стал спектакль «Федра» по пьесе Ж. Расина (1922). Т. приблизил пьесу к античности, сделал ее монументальной, выявил филос. смысл.

В следующих постановках - «Гроза» и «Святая Иоанна» - Т. осуществляет подход к «конкретному реализму». Цикл постановок пьес Ю. О'Нила - «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами», «Негр» ставит острые проблемы жизни совр. Запада. Блистат. успехом сопровождается постановка «Оптимистич. трагедии» В. Вишневского (1933), в к-рой Т. показал борьбу «между хаосом и гармонией».

Стремление к синтетич. иск-ву ярко проявилось в постановках оперетт Ш. Лекока «Жирофле-Жирофля» и «День и ночь». В 1930 Т. первым из сов. реж. обратился к творчеству Б. Брехта, поставил «Оперу нищих». Выдающимися творческими успехами Т. явились такие постановки, как «Египетские ночи» (по произв. А. Пушкина, Шоу, Шекспира) и «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940), в к-рых Т. и Коонен утверждали силу духа, нравств. победу женщины, не захотевшей смириться с мещанским окружением. Тяга к волевым характерам, сильной личности определила постановку «военных» пьес «Пока не остановится сердце» К. Паустовского (1943), «У стен Ленинграда» Вишневского (1944), решенных реж. в героико-романтич. ключе.

В своих работах Т. проявился как яркий реж.-новатор. Он первым отказался от привычной коробки-павильона, смело экспериментировал в области света, цвета, музыки, ввел в драматич. действие пантомиму. Поразит. было его умение пользоваться сменой ритма для выявления драматич. конфликта, острой и часто неожид. обрисовки характера. Т. умел достигать подлинно органич. слияния всех выразит. средств т-ра, в результате чего возникал целостный образ спектакля.

Т. создал школу актерского мастерства, добиваясь виртуозности и худож. свободы, безупречного владения внутр. и внешней техникой. В творчестве актера он стремился объединить музыкальность, скульптурность, ритмичность с яркой эмоциональностью.

Новаторское прочтение классики и выдвижение новых идей, не созвучных официальным установкам, с неизбежностью вызывали резкие нападки со стороны идеологов тоталитарного режима, начавшиеся в 1935 и не прекращавшиеся вплоть до 1949, когда Т. и Коонен были изгнаны из Камерного т-ра, а сам т-р вскоре закрыт (в 1950 на его базе организован Т-р им. Пушкина).

Соч.: Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. М., 1970.

Лит.: Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970; Режиссерское искусство Таирова: [Сб. ст.]. М., 1987.