РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СЮИТА

СЮИТА

СЮИТА СЮИТА (от франц. suite - ряд, последовательность) - инструмент. или - реже - вокально-инструмент. жанр в форме нерегламентированного многочастного цикла. Целостная худож. композиция С. образуется на основе чередования танцевальных или нетанцевальных частей, функционально самостоятельных в цикле, контрастирующих по характеру музыки, темпу, метроритму, но объединенных общей тональностью и нередким родством начальных мотивов. От сонатно-симфонич. цикла С. отличается большей структурной свободой в количестве и порядке частей, непосредств. связью с жанрово-танцевальными прообразами, отсутствием качеств. роста и преобразования. Истоки С. - в др.-вост. традиции сопоставления медленного танца с быстрым прыжковым. История С. в Зап. Европе начинается с появления во 2-й пол. 15 в. торжеств. двухдольной паваны в чередовании с подвижной трехдольной гальярдой и подобных им пар танцев, часто исполнявшихся на лютне. Первонач. в 16 в. во Франции С. называлось сопоставление медленных и быстрых бранлей. В 18 в. типичная С. (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель) открывалась прелюдией, токкатой или увертюрой, за к-рой следовали 4 основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига; перед финалом или в конце цикла часто вставлялись другие танцы (менуэт, гавот, бурре, паспье, мюзет) и части без определенной танцевальной основы (ария, рондо, каприччио, пассакалия, фуга). Иногда С., особ. в Германии и Италии, в 17 - 18 вв. называлась партитой. Танцы в С. эпохи барокко потеряли прикладное значение и преобразовались в музыку для слушания. Подобные С. зап.-европ. авторов звучали на концертах в России во 2-й пол. 18 в. Иск-во классицизма (И. Гайдн, В.А. Моцарт) вытеснило С. с роли ведущего инструмент. жанра, сохранив ее в разновидностях бытового назначения - серенаде и дивертисменте. Новый тип программной С. выдвинулся в 19 в. в соответствии с эстетикой романтизма («Антар» и «Шехеразада» для симфонич. оркестра Н.А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» для фп. М.П. Мусоргского, «В Аржанто» для фп. Ц.А. Кюи, Маленькая С. для фп. А.П. Бородина, «Мила и Номи» для фп. В.И. Ребикова; позднее появились «Скифская С.» («Ала и Лоллий») и «1941 год» для симфонич. оркестра С.С. Прокофьева. Другой тип С., также инициированный романтич. эстетикой, основан на претворении нац. песенно-танцевальных традиций. Его становление в России обозначилось в нач. 19 в. (С. из русских песен для фп. И.В. Прача), далее представлено немногочисл. образцами (С. для виолы д'амур и фп. Н.Я. Афанасьева), но засверкала в кон. 19 и на протяжении 20 в., преимуществ. в симфонич. музыке: «Кавказские эскизы», «Иверия», «Тюркские фрагменты» М.М. Ипполитова-Иванова; «Туркменские картины», 2-я Китайская С., «Украина» С.Н. Василенко; «Узбекская С.» и «Кабардинская С.» А.В. Мосолова; две «Грузинских С.» А.Н. Черепнина; «Польские напевы» М.С. Вайнберга. Порой С. сближалась с концертом (Концертная С. для скрипки с оркестром Кюи), в 20 в. - с симфонией (Симфония-C. № 23 Н.Я. Мясковского).

На протяжении 19 - 20 вв. распространились С. из оперы («Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Добрыня Никитич» А.Т. Гречанинова, «Любовь к трем апельсинам» и «Семен Котко» Прокофьева и «Нос» Д.Д. Шостаковича, «Кола Брюньон» Д.Б. Кабалевского) и балета («Спящая красавица» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Египетские ночи» А.С. Аренского, «Раймонда» А.К. Глазунова, «Жар-птица» и «Петрушка» И.Ф. Стравинского, «Гаянэ» и «Спартак» А.И. Хачатуряна). В 20 в. утвердилась С. из музыки к драматич. спектаклям («Египетские ночи» Прокофьева, «Много шума из ничего», «Дон Кихот» Т.Н. Хренникова, «Маскарад» и «Лермонтов» Хачатуряна, «Гоголь» А.Г. Шнитке) и к/ф («Поручик Киже» Прокофьева, «Златые горы», «Овод», «Гамлет» Д.Д. Шостаковича, «Время, вперед!» и «Воскресение» Г.В. Свиридова). Реже встречается С. из музыки другого композитора («Моцартиана» Чайковского, «Шопениана» Глазунова), вокально-инструмент. С., близкая либо вокальному циклу («Фавн и пастушка» И.Ф. Стравинского, С.-вокализ Н.К. Метнера, С. Шостаковича на стихи Микельанджело), либо кантате («Песни наших дней» Прокофьева). Стремление возродить в нек-рых С. старинные танцы и забытые жанры, выраженное впервые в рус. музыке А.Г. Рубинштейном (С. для фортепиано, оп. 38), в дальнейшем отразилось в эстетике неоклассицизма (Оркестровая С. № 1 Чайковского, Концертная С. для скрипки с оркестром С.И. Танеева, «Мадригал» для голоса и фп. Н.Я. Мясковского, С. в старинном стиле для скрипки и фп. Шнитке). В музыке 19 - 20 вв. сохраняется и непрограммная музыка (для фп. в 4 руки М.А. Балакирева, С. для двухфп. С.В. Рахманинова, Шостаковича).

Лит.: Попова Т. В. Сюита. М., 1963.