СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) - стих без метра и рифмы, с единственным
признаком стихотв. текста - графич. разбивкой на строчки. В С.С. стихотв.
членение может совпадать с синтаксич. и поддерживаться им (синтаксич. верлибр)
либо противоречить ему (антисинтаксич. верлибр). С.С. близок к ритмич.
прозе, отличаясь от последней заданностью пауз и интонац. обособленностью
стихов, ограничивая произвол читательского восприятия. Для С.С. характерна
астрофичность, отступления от нее редки. Известен в ср.-век. литургич.
поэзии; постепенно возрождается в европ. лит-рах: в нем. - во 2-й пол.
18 в., в англ. - во 2-й пол. 19 в., во франц. - на рубеже 19 - 20 вв.;
в этих нац. вариантах передан в рус. пер. поэзии. С сер. 20 в. С.С. получил
широкое распространение во всей мир. поэзии. В России первые образцы С.С.
дал А.П. Сумароков в переложении Псалтири, но они остались незамеченными.
Следующая попытка создания рус. С.С. была предпринята В. Жуковским в пер.
«Слова о полку Игореве» (1817 - 19) без ритма и рифмы, но с разбивкой на
строки. Активное освоение верлибра рус. поэзией начинается в сер. 19 в.
с ориентацией на нем. верлибры (Я. Полонский, А. Фет, М. Михайлов), звучащие
в рус. имитациях вольным белым дольником. Новое открытие С.С. происходит
в нач. 20 в., синтезирующего опыт рус. верлибра 19 в. и верлибра франц.
символистив; тогда же В. Брюсов впервые вводит в рус. стиховедение термин
«С.С.». Им пишут А. Блок, В. Брюсов, М. Кузмин, С. Нельдихен, В. Хлебников,
С. Есенин и др. Наст. популярность в рус. поэзии С.С. начал приобретать
с 1960-х гг., утратив свою экзотич. окраску и став равноправной формой
рус. стиха
(В.Солоухин,Е. Винокуров и мн. др.). Пример С.С. (А. Блок):