РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Игра в свайку. Худ. Е.М. Корнеев
невнимательного игрока подающим. Постепенно игра усложняется способами бросания С., увеличением скорости бросков. Вариантом С. является игра «в углы», зафиксированная в Олонецкой губ., когда игроки бросают С. в нижнее бревно нового сруба дома, находясь внутри него. Игра сопровождается обеганием сруба. В Тульской губ. играли до 10 очков, назначая за разные варианты падения стержня разл. число очков. Падение С. вместе с кольцом сопровождается возгласом «Захлебнулся», «Хомут на отца надел».
В С. играли не только мальчики, но и взрослые мужчины. В инвентаре игры, ее терминологии отчетливо прослеживаются пережитки плодородческой магии и половая символика муж. и жен. начал, с преобладанием муж. Изв. поговорка: «Имение идет не в кольцо, а в С.», означающая наследование по муж. линии. Постепенно в ходе эволюции игры символика замещается состязанием в меткости, но сохраняется в былинной формуле, где жена, переодетая мужчиной, открывается спасенному ею мужу, используя метафорику кольца и свайки.
К С. близки разл. игры с ножом («ножички», «тычки», «печенки», «гусаки» и др.), к-рый бросают в землю или в дерево. Иногда в такой игре происходит передел участка земли, принадлежащего кажд. игроку. Постепенно игры с ножом вытеснили собственно С. В одной из таких игр, по преданию, погиб царевич Дмитрий Иоаннович.
У Пушкина есть две стихотворных надписи: «На статую играющего в свайку» и «На статую играющего в бабки» - к скульптурам А.В. Логановского и Н.С. Пименова, выставленных одноврем. и потом поставленных перед Александровским дворцом в Царском Селе.