РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Первая большая работа С. в жанре ист. живописи - «Княжий суд» (1874), отличавшаяся смелым для того времени колористич. решением, свободной композицией, введением бытовых деталей и конкретной историчностью в изображении. В том же году художник написал на евангельский сюжет картину «Милосердный самарянин», решенную полемически заостренно по отношению к знаменитой гравюре Рембрандта и отличающуюся той яркостью и полнотою красок, к-рые выделяют С. среди всех русских художников его времени. Эту картину, принесшую С. малую золотую медаль АХ, он подарил П.И. Кузнецову, передавшему ее позже в Красноярский музей. Завершением академич. периода его творчества стала картина «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом-Агриппой, сестрой его Береникой и проконсулом Фестом» (1875). Сюжет был решен смело, свободно, художник создал сложную многофигурную композицию. Эти историч. полотна на традиционные для Академии сюжеты подготовили рождение С. как рус. историч. живописца.
С 1877 до конца жизни С. жил в Москве, в первые годы исполнил 4 фрески «Вселенские соборы» для храма Христа Спасителя (сохр. одна фреска и неск. эскизов), близко сошелся с И.Е. Репиным и Л.Н. Толстым. С 1881 участник выставок Т-ва передвижных худож. выставок, чл. к-рого состоял до 1907. Много путешествовал по России и за границей, регулярно ездил на родину. Поездки отразились в многочисл. картинах и еще более в эскизах, рисунках, акварелях, запечатлевших пейзажи Сибири, Италии, Испании, Швейцарии, их архитектурные памятники и жанровые сцены. На творчество С. оказало влияние глубокое изучение зап.-европ. живописи, прежде всего венецианских мастеров (Веронезе, Тициана, Тинторетто) и особенно Веласкеса; из совр. зап. художников его особенно привлекали Э. Делакруа, К. Коро. Национальное и реалистич. по своему мироощущению иск-во С. выделяется необычным для рус. художников его времени вниманием к решению сложных живописных и композиц. задач. Наряду с ист. полотнами С. писал пейзажи, среди к-рых виды природы и архитектуры Сибири, едва ли не впервые запечатленные им, писал и многочисл. портреты, особенно своих сибирских знакомых, и этнографич. зарисовки разл. сибирских народов. Но для истории культуры он - создатель всего нескольких картин, между к-рыми были в осн. подготовит. работы.
Все эти картины, за искл. «Взятия снежного городка» - исторические: С. целиком связал свою жизнь с историч. жанром, по складу дарования был историч. художником, и его иск-во - вершина рус. историч. живописи.
Уже первое крупное полотно «Утро стрелецкой казни» (1878 - 81) показало рождение новой живописи. Вслед за тем С. создает «Меншикова в Березове» (1881-83), затем совершает поездку в Зап. Европу, где в музеях Германии, Франции, Австрии и особенно Италии изучает творчество старых мастеров, более всего венецианцев, оказавших большое влияние на его колорит. Кроме множества этюдов и акварельных пейзажей итал. достопримечательностей, в Риме С. написал искрящуюся радостью большую картину «Из римского карнавала» , показанную на выставке передвижников в 1885. По возвращении С. пишет свою третью историч. картину -«Боярыню Морозову» (1884 - 87), задуманную еще в 1881. Все эти картины, посвященные самым трагич. моментам рус. истории, были приобретены П.М. Третьяковым; следующие полотна С. приобретались для имп. собраний и вошли в коллекцию Русского музея.
Со смертью жены в 1888 С. впал в депрессию, бросил живопись, полтора года жил в Красноярске, обратившись к чтению священных книг. Затем, написав «для себя» «Исцеление слепорожденного» (1889, показана публике в 1893) и серию портретов сибирских знакомых, создал один из своих шедевров - «Взятие снежного городка» (1889 - 91), с ее звонкими цветовыми пятнами, динамичной картиной нар. веселья. В этой картине впервые нет трагедии, и в последующих историч. полотнах, хотя и посвященных роковым эпизодам и персонажам, народ станет представать как единое целое, без противоборства сил. В поздних ист. полотнах С. продолжает тему народа как творца истории. Для «Покорения Сибири Ермаком» (1891-95) С. объехал более 4 тыс. км по Сибири, прошел путем войск Ермака, работал в моск. и сибирск. музеях. В 1895 художник начинает работать над «Переходом Суворова через Альпы» (ок. 1899), в 1897 в Швейцарии прошел весь суворовский маршрут.
В 1899 С. посетил Кавказ, в последнее десятилетие жизни трижды был в Крыму, создав рисунки и акварели с видами морских берегов и гор, в 1900 вновь был в Италии, а в 1910 посетил Испанию, где много работал, изучал картины старых мастеров, особенно Тинторетто, писал этюды на исп. темы. В теч. многих лет он работал над картиной «Степан Разин» (1887-88, 1901-06; в 1909-11 картина была переработана и отправлена на международную выставку в Рим). Последней законченной историч. работой стало «Посещение царевной женского монастыря» (1912, местонахожд. неизвестно). Картина «Благовещение» (1915), не удовлетворявшая самого художника, стала последней в его творчестве. Сохранились эскизы к картинам «Красноярский бунт 1695 - 98» (1900-е гг.), «Княгиня Ольга встречает тело Игоря, убитого древлянами» (1909- 15), несколько подготовит. работ о Е. Пугачеве (1909 - 11). Неск. раз художника привлекали к иллюстрированию книг; в том числе он выполнил неск. рисунков для «Царской охоты» Н.И. Кутепова. К 1900-м гг. относятся также многочисл. автопортреты. В последние годы жизни С. особенно часто бывал в Красноярске, в 1909 там в здании Купеч. об-ва по его инициативе была открыта рисовальная школа.
С. ставили в ряд с Шекспиром и Пушкиным. А более всего он в ряду с М.И. Мусоргским - у обоих одинаковое по своей глубине видение прошлого, высота трагич. подъема, одинаковая трагич. напряженность развития темы. Наряду с этим, С. может быть поставлен рядом с Л .Н. Толстым, создавшим специфически русский тип историч. романа-эпопеи.