СУМАРОКОВ Ал-др Петр. (1717-77) - поэт, драматург. Происходил
из знатной и состоят. дворян. семьи. В 1732 - 40 обучался в Сухопутном
шляхетном кадетском корпусе. Тогда же начал писать первые стихи, подражая
В. Тредиаковскому. После выпуска из корпуса С. служил адъютантом вице-канцлера
М. Головкина, затем более 10 лет был адъютантом брата фаворита императрицы
Елизаветы гр. А. Разумовского. В нач. 1740-х гг. лит. ориентиром для С.
на какое-то время становится М. Ломоносов и его теоретич. труды по поэтике
и стихосложению. В творчестве С. получают развитие разные тенденции, восходящие
к любовной лирике Тредиаковского и «высокой» поэзии Ломоносова, что вызвало
резкие нарекания со стороны последнего. Классицист не должен был допускать
«смешения жанров». Между тем, наряду с одами и стихотв. поэтиками («Эпистола
о стихотворстве», 1747), С. пишет песни, мн. из к-рых пелись на мотивы
модных менуэтов или специально были положены на музыку О. Козловским, А.
Нарышкиным, Г. Тепловым и др. Позднее, в нач. 1770-х гг., С. подготовил
к печати сб. «Песни и хоры». Изд. не состоялось. Родовой аристократ, С.
одним из первых взялся за лит. дело профессионально, видя в лит-ре средство
для выражения идей сословия. С его именем связано появление первых независимых
рус. ж., создаваемых воспитанниками Шляхетного корпуса. С 1755 в «Ежемесячных
сочинениях» регулярно печатаются элегии С. В течение 1759 С. издает собств.
ж. «Трудолюбивая пчела», посвящая его вел. княгине Екатерине Алексеевне,
вокруг к-рой группировались либеральные интеллигенты из столичных дворян.
В ж. С. сотрудничают А. Нартов, Г. Козицкий, А. Аблесимов, А. Ржевский,
И. Дмитриевский и др. В дальнейшем С. активно публикуется в «Полезном увеселении»
и в «Праздном времени, в пользу употребленном». Журналы для С. и его друзей
- трибуна, с к-рой они могли провозглашать свои принципы, влиять на развитие
гос-ва и об-ва. Этим же пафосом проникнута и докладная записка С. имп.
Елизавете, в к-рой он поясняет необходимость создания рос. т-ра потребностью
«исправлять нравы». С осени 1756 по июнь 1761 С. - дир. и фактически постановщик
первого постоянного гос. рус. т-ра. Уход с должности был вызван конфликтом
с придворными ведомствами, курировавшими т-р. С 1747 по 1772 С. создает
9 трагедий и целый ряд комедий. Среди них как «склонения», подобные «Гамлету»,
так и оригинальные создания: «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1751) и
др. Из комедий наиб. популярной стала «Тресотиниус» (1750), содержавшая
язвит. насмешки в адрес недавнего кумира - Тредиаковского и его друга Теплова.
А. П. Сумароков
В нач. царствования Екатерины II лит. слава С. достигает зенита. Он
посвящает императрице 4 оды, пишет тексты хоров для театрализов. представления
«Торжествующая Минерва», посвящ. коронационным торжествам 1763, его награждают
новым чином, а затем и орденом. Вскоре, однако, С. замечает, что остался
не удел. Он вступает в беспрестанные конфликты. По городу распространяются
пародии и пасквили на поэта. А. Пушкин отмечал, что «Державин, например,
исподтишка писал сатиры на С. и приезжал как ни в чем не бывало наслаждаться
его бешенством». В кон. 1760-х гг. С. переезжает в Москву, где пишет трагедию
«Дмитрий Самозванец», к-рая в контексте споров о законности прав на престол
Екатерины II звучала весьма крамольно. Известно, что нелюбимый императрицей
Павел лично распорядился о представлении трагедии после смерти матери в
Эрмитажном т-ре Зимнего дворца. В последние годы жизни С. преследуют неприятности.
Он вступает в конфликт с моск. главнокомандующим П. Салтыковым и, пожаловавшись,
получает от императрицы издевательское письмо; женится на собств. крепостной
и оказывается втянутым в изнурительную судебную тяжбу с родственниками
первой жены; умоляет о материальной помощи Г. Потемкина и не получает никакого
ответа. Издерганный, обнищавший, С. запил и опустился. Утверждают, что
пристрастие к спиртному и свело его в могилу.