СУХОВО-КОБЫЛИН Ал-др Вас. (1817-1903) - драматург и философ.
Принадлежал к одному из древнейших рус. дворянских родов, из к-рого происходит
и династия Романовых. Окончил Моск. ун-т по физ.-матем. отделению филос.
ф-та (1838), затем продолжил образование в Гейдельберг. и Берлин. ун-тах.
С 1838 пишет стихи, не дошедшие до нас водевили для дом. т-ра, с 1850 переводит
филос. труды Г. Гегеля, в 1852 из шуточной импровизации за столом рождается
будущая «Свадьба Кречинского». В 1854 заканчивает одноврем. комедию и пер.
гегелевской философии истории. Работа над пьесой совпадает с трагич. событием,
наложившим отпечаток на всю дальнейшую жизнь и творчество писателя: в 1850
убита его возлюбленная Л. Симон-Деманш. С.-К. был арестован по подозрению
в убийстве и после освобождения из-под стражи в течение 7 лет состоял под
следствием. В своей трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»
драматург показал унижение и уничтожение частного человека с помощью преступной
чиновничьей и полицейской системы. В плане филос. идей автор трилогии рассматривает
борьбу хаоса и рационального начала, борьбу человека со Случаем. Мироощущение
автора глубоко трагично, он видит и отображает иссякание жизни и возрастание
абсурда. Своими произв. он хочет вызвать в публике «нравств. содрогание».
В то же время писатель верит в высш. разум, к-рый приведет мир к Справедливости
и Гармонии. Несмотря на общую тематику, общие сюжетные мотивы с Д.И. Фонвизиным,
Н.В. Гоголем, А.Н. Островским, М.Е. Салтыковым-Щедриным, С.-К. выбрал особый
путь в рус. лит-ре. Его полит., эстетич., филос. взгляды не укладывались
в русло осн. идейных и эстетич. течений России 19 в. Драматург в своем
творчестве совместил традиции франц. «хорошо сделанной пьесы», рус. обличит.
сатиры и нар. фольклора. Все три пьесы, составляющие трилогию, написаны
в разных жанрах: комедии, драм. сатиры, гротеск. фарса. Язык трилогии представляет
собой синтез афористич. лит. речи, просторечия, фольклорных оборотов и
библеизмов. Театр. судьба трилогии оказалась драматичной. Только «Свадьбу
Кречинского» удалось провести на сцену достаточно быстро, хотя и эта относительно
удачливая комедия лишь со 2-го раза прошла через цензуру и не сразу была
оценена критикой, актерами. Премьера «Свадьбы Кречинского» состоялась 28
нояб. 1855 в Малом т-ре. «Дело», написанное в 1861 и опубл. в составе трилогии
«Картины прошедшего» (1869), запрещалось для исполнения вплоть до 1882.
В искаж. виде под названием «Отжитое время» показано впервые в Малом т-ре
(4 апр. 1882, бенефис пом. реж. A.M. Кондратьева). 3-ю пьесу, комедию-шутку
«Смерть Тарелкина», держали под спудом 31 год (с 1869 по 1900). Цензура
разрешила комедию в сильно купированном виде под назв. «Расплюевские веселые
дни» (премьера 15 сент. 1900 в петерб. т-ре Лит.-худ. об-ва). В 1902 С.-К.
избран поч. акад. по разряду изящной словесности Рос. АН, а спустя год
умер в Болье, около Ниццы.