СТРОФА (от греч., букв. - поворот) - в стихосложении группа стихов,
объединенная к.-л. формальным признаком (или признаками), периодич. повторяющимися
в аналогичных группах. Применит. к рус. стиху гл. признакам С. являются:
количество стихов, характер чередования рифм и окончаний, метрич. строение
и графич. оформленность. Традиц. описание всех изв. С. дается, как правило,
с учетом этих признаков. Деление стихов на С. значительно усиливает мерность
стиха, добавляя соотнесенность стиховых групп к ритмич. соотнесенности
стихов. Длина С. в рус. поэзии невелика - от 2 до 16 стихов (хотя известны
и эксперименты со сверхдлинными С., напр., 17-стишия «Кубка» Н. Языкова).
Роль С. в ритмико-интонац. строении стихотв. текста аналогична роли предложения
или абзаца в тексте прозаич., поэтому С. тяготеют к синтаксич. завершенности.
С. также является и композиц. единицей, она обычно тематич. закончена,
что позволяет ей нередко объединять в себе стиховые группы меньшего объема
(напр., три 4-стишия и 2-стишие в онегинской С.). Строфич. орг-ция текста
может быть более или менее отчетливой. По характеру С., степени ее выделенности
и взаимной соотнесенности С. внутри стихотв. текста обычно выделяют произв.:
однострофич., равнострофич., состоящие из нетождеств. С., произв. парной
рифмовки, произв. вольной рифмовки и астрофич. нерифмов. стихи. Строфич.
организов. тексты противопоставляются астрофическим, в к-рых группировка
стихов определяется только синтаксисом и смыслом, но границы между ними
размыты рядом переходных форм (одиночная С., строфоиды и пр.). Осн. модели
С. характеризуются количеством объединяемых стихов (двустишие, трехстишие,
четверостишие и т. д.). В рус. поэтич. практике модели нечетного состава
были менее популярны и чаще обновлялись, чем модели четного состава. Большинство
моделей С. представлено многочисл. разновидностями, имеющими особую структуру
(определенный порядок чередования рифм и окончаний, метрич. состав и синтаксич.
строение), нек-рые из них были канонизированы и имели особое название.
Так, среди 6-стиший разной структуры традиционно выделяют секстину и ронсарову
С.; среди 8-стиший - октаву и сицилиану; среди 9-стиший - нону и спенсерову
С.; среди 10-стиший - дециму и одическую С.; среди 14-стиший - онегинскую
С. В России первые попытки формирования специфич. книжной строфики связаны
с именами Ф. Прокоповича и А. Кантемира (до этого в книжных виршах использовались
лишь ровные двустишия). История рус. строфики начинается с утверждения
силлабо-тоники. Само слово «С.» вошло в языковую практику лишь в сер. 18
в. (в «Способе к сложению рос. стихов...», 1752, В.К. Тредиаковского).
Стих 18 в. - рифмованный, поэтому в основе строения С. лежала система рифмовки.
Число строк в С. было четным, число рифменных цепей предпочиталось минимальное.
Самой популярной С. стало 4-стишие; более сложные С. (6-, 8-и 10-стишия)
возникли путем расширения, удвоения и т. д. исходного 4-стишия. Все С.
требовали соблюдения правила альтернанса, причем предпочиталось начинать
С. строкой с жен. окончанием, а кончать - строкой с муж. окончанием. Более
или менее отчетливо проявлялось жанровое тяготение С., из к-рых наиб. семантически
окрашенная - одическая С. Специфич. особенностью строфики 18 в. были нерифмованные
концовки рифмованных С. (напр., АbАbХХ); зарифмованные между собой концовки
двух С. нередко образовывали объемную «суперстрофу» (сдвоенные 10-стишия
Тредиаковского и Г. Державина). Активное утверждение строфич. стиха уже
на первом этапе вызвало появление большого количества авторских С. (А.
Сумарокова, Державина и др.). В нач. 19 в. размывание границ между лирич.
жанрами приводит к упрощению С., хотя популярность строфич. стиха возрастает.
Изменяется рифмовка изв. С., происходит усвоение удлиненных рифменных цепей,
строфич. моделей нечетного состава (Ф. Тютчев, М. Лермонтов, А. Полежаев
и др.). Расцвета достигает вольная рифмовка, распространяющаяся на 4-стопный
ямб. На смену суперстрофам 18 в. приходят строфоиды (П. Вяземского, В.
Жуковского, А. Пушкина и др.). Формирование строфич. эпоса утвердило в
рус. стихе октаву (в 5-стопном ямбе) и вызвало рождение онегинской С. (в
4-стопном ямбе). В сер. 19 в. усиливается наметившаяся тенденция к упрощению
строфики. В лирике становится господствующим 4-стишие с перекрестной рифмовкой;
в эпич. стихе старые размеры используют утвердившиеся С., новые 3-е ложные
- лишь простейшие 2-стишия и 4-стишия. Широкое распространение получают
куплетные формы. Одним из немногих открытий этого времени были «вольные
С.» (18-стишия разл. рифмовки поэмы А. Григорьева «Встреча»). Эксперименты
в обл. строфики (Григорьева, А. Фета, Я. Полонского) не нашли продолжателей.
В нач. 20 в. внимание к строфич. орг-ции стиха резко возрастает, проявляясь,
с одной стороны, в попытках возрождения забытых С. (одическая С., онегинская
С. и др.), с др. - в создании новых (М. Кузмин, В. Иванов и др.) или усвоении
еще неизв. рус. поэзии С. (ронсарова С., нона и др.). Первое десятилетие
20 в. дает своеобразный каталог рус. поэтич. строфики. Начавшиеся в 1910-е
гг. эксперименты с чистой тоникой вновь упрощают С., и в сов. период в
рус. стихе утверждается нейтральная строфика.