РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СТРЕЛЬНА

СТРЕЛЬНА

СТРЕЛЬНА СТРЕЛЬНА - комплекс дворцово-парк. ансамблей на берегу Финского зал. между СПб. и Петергофом. Стр-во началось при Петре I, намеревавшемся сделать С. главной летней резиденцией. В 1715 началось создание сада (проекты Б. де Растрелли, 1716, Ж.-Б. Леблона, 1717, работами руководил франц. садовый мастер Д. Броке, 1719 - 22), с 1720 строился Большой дворец (проект Н. Микетти, строившего С. до 1722, работы продолжали на основе его проекта М.Г. Земцов, П.М. Еропкин и др.). Работы были прекращены из-за невозможности одноврем. вести стр-во крупных резиденций вместе с соседним Петергофом, в к-ром оказалось легче устроить фонтаны.

СТРЕЛЬНА

Комплекс дворцового ансамбля Стрельни. Арх. Б. К. и В.В. Растрелли, Ж.-Б. Леблон и др.

Созданная в те годы планировка грандиозного парка с каналами сохранилась и является самой сложной и изысканной среди садов петровской эпохи. Дворец поставлен на кромке естественного уступа параллельно линии берега и обращен к морю. В цоколе его террасы устроен грот (переделанный в 1790-х гг.). От подножия уступа к морю ведут три канала, ориентированных на центр и края дворца; вост. канал служит руслом подведенной к нему р. Кикенки, в зап. впадает р. Стрелка. Эти три канала соединяет четвертый, проложенный перпендикулярно и вместе с центр. каналом разделяющий сад на 4 прямоуг. части, к-рые при взгляде из дворца кажутся квадратными. Немного не доходя до моря, Кикенкин канал сворачивает и идет вдоль его берега перпендикулярно своему прежнему направлению до Стрелки, еще раз соединяя все три канала. Т. о., два дальних от дворца садовых квадрата являются о-вами. На оси дворца, против среднего канала, прибрежный канал разветвляется, образуя остров, к-рый сам Петр I засадил соснами. Соединившиеся в зап. части парка каналы Кикенки и Стрелки впадают в море.

Четырехчастная структура Нижнего сада восходит к архаич. структуре европ. монастыр. садов, символизирующих Эдем. Это значение акцентировано тем, что место главных аллей занимают каналы, и тем самым буквально воспроизводится образ Райского сада с его четырьмя реками.

Дворец в С. был единственным грандиозным зданием среди петровских дворцов. Его достроил в 1751 - 60 В.В. Растрелли. Это 3-этажное здание почти в ширину сада, со сложной барочной пластикой фасадов; в его центре первый этаж прорезает открытая трехчастная аркада, соединяющая Ниж. и Верх. сады - единственная в петерб. архитектуре. Над нею в оба сада выходят огромные балконы центр. зала 2-го этажа. В 19 в. в центре кровли поставлена башенка-бельведер, откуда открываются бесконечно далекие виды на земли и воды во все стороны света.

Заброшенная имп. резиденция с кон. 18 в. становится великокняжеской. Ее первым владельцем был вел. кн. Константин Павлович. Дворец был перестроен и наконец полностью отделан А.Н. Воронихиным, переделавшим также террасу и грот, сохранив их барочный облик, в 1797-1802. Когда длившееся 80 лет стр-во было завершено, дворец сгорел.

После пожара 1803 дворец восстановлен Л. Руска. Сохранились (в основном воссозданные заново после Вел. Отеч. войны) два парадных зала: центр. Мраморный и бальный Голубой. Оба зала принадлежат к лучшим интерьерам петерб. ампира.

После Константина Павловича С. переходит 2-му сыну Николая I ген.-адмиралу Константину Николаевичу, и с этого времени дворец и парк офиц. именуются Константиновскими.

Ниж. (Константиновский) сад С., как и все сады эпохи барокко под Пб., со временем превратился в обширную рощу старых свободно растущих деревьев, с основными дорожками ист. регулярной планировки, а рядом с ним был устроен англ. парк. В 1847 - 50 дворец перестраивался А.И. Штакеншнейдером. В этом дворце родился вел. кн. Константин Константинович, през. АН, писавший стихи под криптонимом К.Р.

В С. сохранились также дерев. Петровский дворец (1710-е гг., автор неизвестен), усадьба кн. А.Ф. Орлова (1833 - 36, арх. П.С. Садовников, с одной из лучших романтич. руин). Между С. и Петергофом, по берегу Финского залива - великокняж. усадьбы сер. 19 в. Михайловка (дворец - арх. Г.А. Боссе, фантазия на итал. ренессансные мотивы, первый в России большой дворец свободной планировки) и Знаменка (дворец - арх. Штакенштейдер, шталмейстерский корпус - Боссе, все в стиле Растрелли).

После рев-ции во всех этих резиденциях размещались детские колонии, в т. ч. знаменитая «Республика ШКИД» - это колония «Красные зори» в Михайловке.

Дворцы и парки значит. пострадали в ходе боевых действий во время обороны Ленинграда в 1941-44. Восстановлены только внешний облик здания и единичные интерьеры. В 1970-х гг. Константиновский парк был вырублен с целью «воссоздания исторического облика» на петровское время.