РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
После исполнения «Фантастического скерцо» (1909) С.П. Дягилев, присутствовавший на премьере, заказал композитору балет «Жар-птица». Это был решающий момент в творческой биографии композитора. Дальнейшее становление эстетических взглядов С. связано с лит.-худож. объединением «Мир искусства», а продвижение его карьеры - с «Русскими сезонами» в Париже, в ходе к-рых состоялись премьеры балетов «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). С 1914 года С. жил за границей: в годы 1-й мир. войны - в Швейцарии, с 1920 - во Франции, с 1940 - в США, где впервые выступил как дирижер еще в 1925. Деят-ность С.-дирижера, продолжавшаяся до 1967, была масштабной; помимо собственных сочинений, он исполнял по всему миру произв. М.И. Глинки и П.И. Чайковского. Осенью 1962 С. дирижировал авторскими концертами в Москве и Ленинграде.
Три первых балета утвердили мировую славу С. и стали вехами его эволюции, обозначив первые кульминации. Уже в год премьеры импрессионистской «Жар-птицы» были задуманы «картины языческой Руси» - «Весна священная» с ее архаически-ритуальным строем музыки. Тогда же С. работал над оперой «Соловей» (по сказке Г.Х. Андерсена) и начал создавать балет «Петрушка» как «потешные сцены». В те же годы он собиралмат-л из сборников рус. сказок А.Н. Афанасьева и песен П.В. Киреевского для «хореографических сцен с пением с музыкой» под названием «Свадебка» (1917, окончат. 1923) - одной из вершин, завершающих первый, рус. период творчества С. «Свадебке» предшествовали вокально-инструмент. ансамблевые произв., среди них «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1915-16) и «История Солдата» (1917), соединившая интерес к рус. интонационности, жанрам и конструктивным принципам европ. музыки, а также и к американскому джазу. В обоих сочинениях, как и в «Свадебке», функции поющего и играющего актера разделяются (позднее проявление подобного решения - «Потоп», 1961-62). Расставаясь с «русским» этапом, С. написал «Мавру» - оперу-буфф по поэме Пушкина «Домик в Коломне».
И.Ф. Стравинский
Балет с пением «Пульчинелла» на темы Дж.Б. Перголези (1919-20) открывает новый, неоклассицистский период творчества С.; его черты закрепились в Октете (1922 - 23), характеризуя к-рый, С. изложил свои взгляды на технику композиции и новую эстетику. Неоклассицистский период продолжался более 30 лет, внутри него сменились два этапа. Первый характерен интенсивным освоением различных стилевых моделей исторически далеких эпох - от раннего романтизма в глубь европейской культуры. В опере-оратории «Царь Эдип» (1926 - 27) на первом плане - поданные в архаич. звучании традиции музыки барокко, в «Симфонии псалмов» (1930) - строгий стиль старой полифонии. Балет «Аполлон Мусагет» (1927 - 28) ассоциируется с творчеством Ж. Б. Люлли, Концерт для 2-х фп. (1931-35) обращен к Бетховену. Второй этап открывается «прощанием с барокко» в мелодраме «Персефона» (1933--34) и камерном концерте «Дамбартон-Окс» (1937 - 38). Бурный драматизм «Симфонии в трех движениях» (1942 - 45), отразивший тревоги военных лет, также апеллирует к поэтике классицизма и раннего романтизма. Завершает неоклассицистский период опера «Похождения повесы» (1948 - 51), либретто к-рой написано У.Х. Оденом по гравюрам Дж. Хогарта. В то же время в сочинениях центрального периода творчества также воплощаются традиции рус. музыки - Чайковского (в сочинениях для струнных инструментов), Мусоргского (хоры из «Царя Эдипа»), рус. православной литургич. традиции (в «Симфонии псалмов» и хорах a cappella).
Последний период творчества С. называют поздним, иногда додекафонным, поскольку С. стал применять отдельные эл-ты и принципы 12-тоновой техники композиции в сочетании с полифонией строгого стиля. Основной же перелом произошел в тематике: С. привлекают библейские темы и устойчивые культовые жанры, в т. ч. с канонич. латинскими текстами. В таком обличье предстает в позднем периоде творчества постоянная тяга С. к ритуальности и к воплощению «вечных тем». За Мессой (1944 - 48) последовали Canticum sacrum («Священное песнопение», 1955 - 56) для собора св. Марка в Венеции, где С. использует технику пространств. полифонии, разработанную мастерами эпохи Возрождения в их многохорных композициях, Threni («Плач пророка Иеремии», 1957 - 58), Requiem canticles («Заупокойные песнопения», 1965 - 66) - последнее крупное сочинение, в музыке к-рого мелькают тени произв. прошедших десятилетий. Музыка С. 50 -60-х гг. сурова, аскетична. Как и в «русском», в последнем периоде роль вокальных жанров возрастает. Вокальные (сольные и хоровые) голоса смягчают терпкость звучаний и сглаживают жесткость конструкций. Вновь, как в 20-е гг., преобладают камерность письма и принцип ансамблевого музицирования нетрадиционных составов.
С. - один из тех рус. композиторов 20 в., к-рые оказали решающее влияние на развитие совр. музыки в целом. Его творчество разных периодов является источником вдохновения для современников и композиторов следующих поколений.
Соч.: Хроника моей жизни. Л., 1963; Диалоги. Л., 1971; И.Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том. 1. 1882 - 1912. М., 1997
Лит.: Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л., 1977; Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский. Л., 1982; Друскин М.С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Л., 1982.