СТОПА - условная мера стиха, лежащая в основе соизмеримости строк
(изометрия) в метрич. и силлабо-тонич. системах стихосложения. Представляет
собой сочетание метрически сильного места (арсис, икт) и метрически слабого
места (тезис, междуиктовый интервал). В метрич. стихосложении С. в стихе,
как правило, равны по длительности (изохронны, за исключением стопных и
строчных логаэдов), но могут различаться числом слогов (напр., 3-е ложные
С. дактиля и 2-сложные С. спондея в гекзаметре). В силлабо-тонич. стихосложении
С. в стихе, как правило, равны по числу слогов (изосиллабичны), но могут
быть неодинаковы по числу и расположению ударений (напр., ямб и спондей
в рус. ямбич. размерах). В рус. силлабо-тонич. стихе под С. понимают гр.
слогов, состоящую из одного ударного и одного или неск. безударных слогов
(сильное и слабое место С.), чередующихся в определ. порядке. Само понятие
С. как элементарной ритмич. единицы впервые было введено в рус. стихосложение
В.К. Тредиаковским, затем развито М.В. Ломоносовым и А.П. Сумароковым.
В соотв. с этой стопной теорией в рус. силлабо-тонич. стихе выделяются
5 осн. (классич.) метров, различающихся числом слогов, составляющих С.
(2-сложные и 3-сложные), и позицией сильного места (обязательно или преимуществ.
ударного слога): хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Нередко в стиховедении
выделяют и более объемные С.: 4-сложные (пеоны) и 5-сложные (пептоны, «кольцевой
пятисложник»). Назв. С. были заимствованы из антич. греч. стиха. Число
С., составляющих строку, определяет стихотв. размер (напр., 5-стопный ямб,
3-стопный дактиль и т. д.). Если число С. во всех строках текста одинаково,
такой стих назыв. равностопным; в том случае, если в пределах текста упорядоченно
чередуются стихи разных размеров одного метра (напр., 4- и 3-стопный амфибрахий),
такой стих назыв. разностопным урегулированным (или просто урегулированным);
если стихи разных размеров одного метра чередуются неупорядоченно, такой
стих назыв. вольным. Чередование С. разл. метров внутри одного стиха (строфы),
одинаково повторяющихся из стиха в стих (из строфы в строфу), образуют
логаэд. В силлабич. и тонич. системах стихосложения С. нет. Для размеров
промежут. между силлабо-тоникой и тоникой (дольник, тактовик) сочетание
сильных и слабых мест, аналогичное С., назыв. (в разных стиховедч. традициях)
«долями», «тактами», «кратами».