РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Стол раскладной. Сер. 17 в.
Рус. традиц. этикет и стереотипы бытового поведения ориентированы на разделение вертикального пространства на верхнюю и нижнюю части поверхностью С., к-рая определяет культурный горизонт жилища, середину (по вертикали) жилого пространства дома: сидение на полу (ниже стола) - признак социальной неполноценности (дети, нищие); класть ноги на стол - оскорбление дому и его обитателям; не дозволялось поднимать при подметании веник выше уровня С. В традиц. рус. жилище обеденный С. занимал центр. место, будучи символом благосостояния семьи; у славян было принято, чтобы на столе всегда стоял хлеб. Запрещалось стучать по С. («С. - это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям»). С., как сакральный центр жилища, является нач. и конечной точкой любого пути. Со С. у вост. славян связаны обрядовые действия христиан. характера; при обрядах языч. происхождения полагалось есть на полу, на могиле и т. д., тогда как трапеза за высоким С. рассматривалась как черта правильного христиан. поведения. Характерно отождествление «Стол - престол (церковный)», ср. употребление прилагательного стольный в значении престольный, столичный. У вост. славян Ю. (Кубань, Дон, Украина) культурный горизонт определял более низкий, чем на Рус. Севере, «земляной С.» (25 - 30 см высотой), вокруг к-рого сидели на низких стульчиках.
Лит.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983; Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.