РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Возникновение С. как науки обычно связано в лит-ре письм. поэзии с ее самостоят., обособившейся от муз. основы ритмич. структурой. Для осмысления своей системы стихосложения формирующееся С. обычно пользуется чужой, оформившейся, «классич.» системой (принципы описания явления, терминология и т. д.). Так, новоевроп. С. опиралось на антич. С.; выработанная терминология (стопа, метр, названия размеров и пр.) переосмыслялась, в нее вносились нек-рые уточнения в соответствии со спецификой нового материала, либо (чаще) она заимствовалась без существ. поправок, но большинство терминов использовалось метафорически (напр., «долгий слог» вместо «ударный»), а подчас и лишалось первонач. связи с конкретным явлением, становясь этимоло-гич. бессмысленными. Такая опора на развитую, авторитетную систему во многом обусловила нормативный характер С., на нач. этапах своего развития не столько осмыслявшего существующую поэтич. практику, ск. вырабатывающего систему «правил» и «вольностей», учившего, как «должно» писать стихи. В европ. стихосложении С. как исследоват. наука, лишенная предписывающего характера и изучающая только поэтич. данность, формируется в 19 в.; в большинстве вост. стихосложений - в 20 в.
В истории рус. С. отчетливо выделяются 3 осн. этапа, тесно связ. с развитием рус. стиха. Первый этап связан с освоением силлабо-тонич. стихосложения и отмечен появлением первых стиховедч. работ, в к-рых традиц. нормативность пытается опереться уже не на абстрактную «норму» или ближайшую поэтич. практику, а на осознание просодич. особенностей яз., стремится обнаружить и обосновать естеств. связь яз. и стиха. Основополагающими трудами, решавшими эту насущную для рус. стихосложения задачу, стали трактаты В.К. Тредиаковского («Письмо о правилах рос. стихотворства», «Способ к сложению рос. стихов...», «О древнем, среднем и новом стихотворении российском»), М.В. Ломоносова («Письмо о правилах рос. стихотворства»), А.Д. Кантемира («Письмо Харитона Макетина...»), А.П. Сумарокова («О стопосложении»). На этом этапе С. представляло собой самую развитую обл. лит.-ведения. Второй этап в истории С. с полным правом может быть назван чисто научным - нормативный аспект навсегда уходит в прошлое, оставляя место лишь для индивид. эстетич. суждений. Этот период (19 в.), связ. с освоением имитаций антич. и нар. размеров, открывают работы А.Х. Востокова («Опыт о новом стихосложении»), впервые включившие в поле зрения С. нар. стих. Дальнейшие разработки проблем теории стиха в большинстве своем опирались на указ. работы, систематизируя, дополняя и корректируя их, а также уделяя особое внимание содержат. природе стиха (В.Г. Белинский, Н.И. Надеждин и др.). Во 2-й пол. 19 в. намечается существ. сдвиг в изучении стихосложения, связ. с достижениями в обл. яз.-знания и привлечением нового материала (Н.Г. Чернышевский, А.А. Потебня, А.Н. Веселовский, Ф.Е. Корш и др.). Итогом второго этапа развития С. стало утверждение контекстуального анализа. Третий этап (1910-20-е гг.) был связан с освоением тонич. стихосложения и отличался обращением С., с одной стороны, к методам точных наук - математике и статистике (А. Белый, Б.В. Томашевский, P.O. Якобсон, Б.И. Ярхо и др.), с др. - к смежным областям (лингвистике) и более общим отраслям иск-ведч. знания (В.М. Жирмунский). Направление, связ. с морфологич. описанием ритмич. структуры стиха (анализ стиха как явления яз.), стало наиб. популярным в С.
Совр. С., новый этап в развитии к-рого наметился в 1960-е гг., связано с достижениями совр. яз.-знания (прежде всего фонетики), семиотики и теории информации. Осн. методом выявления фактов в С. стала статистика (работы К.Н. Тарановского, А.Н. Колмогорова, А.В. Прохорова, М.Л. Гаспарова и др.), с помощью к-рой определяются звук. явления, могущие быть обязат. («константами»), господств. («доминанты») либо преоблад. («тенденции») признаками стиха. Определение системы стихосложения, а также ее специфич. реализации в лит-ре разл. яз., на разных этапах лит. истории и т. д. связано с установлением этих стихообразующих признаков, к-рые получают дальнейшую интерпретацию с помощью сравнит. метода. В наст. время из материала 3 осн. разделов С. наиболее подробно изучена метрика (особенно силлабо-тоника), менее - фоника и строфика. Из широкого круга проблем изучения стиха, вызывающих у стиховедов наиб. интерес, следует выделить поэтич. интонацию. В последние годы в С. наметилась тенденция к системному анализу стиха как явления не яз., а стиля (традиция Жирмунского), опирающемуся на достижения др. наук, прежде всего яз.-знания (в т. ч. эксперим. фонетики) и иск-знания.