РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СТИХОСЛОЖЕНИЕ (версификация)

СТИХОСЛОЖЕНИЕ (версификация)

СТИХОСЛОЖЕНИЕ (версификация) СТИХОСЛОЖЕНИЕ (версификация) -

способ звук. орг-ции стихотв. речи. В отличие от прозаич., стихотв. речь обладает системной ритмичностью, в основе к-рой лежит орг-ция отвлеч. звук. признаков текста. Гл. и наиб. элементарным способом придания речи особой, собств. стиховой упорядоченности является ее членение на относит. короткие отрезки - стихи, четко заданное мелодией (в уст. поэзии) или графикой - записью текста отдельными строками (в письм. поэзии) . Такое членение создает самостоят., независ. от синтаксиса систему пауз, отмечающих границы стихов, в также особую стиховую интонацию повышения голоса в начале строки и понижения в конце. Наличие только этого признака уже определяет текст как стихотв. и является общим для С. всех народов на разных этапах развития стиха. Но в подавляющем большинстве случаев такой упорядоченностью стихотв. речь не ограничивается; просодич. регулярности С. обычно распространяются на более мелкие эл-ты текста, создавая дополнит. упорядоченность внутри стиха, способствующую усилению соотносимости и соизмеримости строк между собой. Эта внутр. мера стиха может быть основана только на существ. для данного яз. просодич. признаках, поэтому в разных нац. лит-pax С. имеет свою специфику, обусловленную историей яз. и (в меньшей степени) традицией. Поскольку деление слов на слоги является отвлеченным звук. признаком, присущим всем яз., в основе соизмеримости стихов во всех системах С. лежит слог. Фонетич. характеристики слога (слогового гласного) - его высота, долгота, сила участвуют в орг-ции стихотв. речи по-разному. Как правило, внутр. мера основана на ритмич. упорядоченности существ. фонологич. (смыслоразличит.) признаков. Так, в одних яз. фонологично силовое ударение (англ., нем., рус. идр.), в др. - долгота (др.-греч., араб. и др.), в третьих - высота (кит., вьетн. и др.); нефонологич. для яз. признаки в редких случаях могут функционировать как стихообразующие (напр., долготы в тюркоязычных лит-pax), но являются неустойчивыми, возникают и поддерживаются благодаря культурной традиции. Принятая классификация систем С. основывается на выделении гл. фонетич. признаков, лежащих в основе орг-ции стихотв. речи: силлабич. С. (осн. на упорядоченности общего кол-ва слогов), метрич. С. (на упорядоченности долгот), тонич. С. (на упорядоченности силы ударения), мелодич. С. (на упорядоченности тонов). Наиболее распростр. (основными) являются первые три. Поскольку эти фонетич. признаки более или менее взаимосвязаны, то на практике урегулирование одного их них влечет за собой (в той или иной степени) определ. упорядоченность других, что обусловливает возникновение систем С., осн. сразу на двух или более признаках (силлабо-мелодич. С., силлабо-тонич. С. и др.). Такая регулярность в расположении неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе образует стихотв. метр. Обычно система отвлеченных звук. признаков текста поддерживается развитой и более строго организов., чем в прозе, системой повторения конкретных единиц текста - звуков или гр. звуков, слов, грамматич. конструкций и т. д. Повторы внутри стиха гласных (ассонанс) и согласных (аллитерация) звуков, связь стихов с помощью рифмы в единицы высшего порядка - строфы, симметричность расположения единиц разного объема - от звука до предложения (анафора, эпифора и пр.) в значит. степени усиливают звучность, мерность и, как следствие, экспрессию стиха. Эти вторичные, необязат. для С. признаки в поэтич. практике получили настолько широкое распространение, что стали дифференцирующими в метрич. (аллитерации, раешный стих и т.д.), композиц. (тв. стихотв. формы и т.д.), интонац. (мелодика стиха) аспектах структуры стихотв. текста, а также исторически сложились в более или менее устойчивые комплексы разнородных признаков, прочно закрепившихся в определ. стихотв. жанрах, нац. разновидностях систем С. и т. д.

Большинство яз. мира допускают существование неск. систем С. Т. о., лингвистич. фактор обусловливает ограничения в выборе С., т. е. определяет, какие системы С. избегаются в данном яз. Культ.-ист. фактор определяет, какие из допустимых в яз. систем С. получают действит. развитие, а также степень употребительности и характер их использования в отдельных нац. лит-pax. Последний фактор оказывается доминирующим в предпочтит. разработке одних стихотв. форм и слабой развитости или отсутствии др. (напр., размеров, строф и т. д.). Так, рус. яз. теоретически допускает силлабич., силлабо-тонич. и тонич. С., но развитие они получили неодинаковое и неодновременное.

В истории рус. С. обычно выделяют 3 осн. периода. «Доисторич.» этап рус. стиха (до сер. 17 в.) характеризуется употребительностью разнообр. стихотв. форм (структура нек-рых из них до конца не выявлена), среди к-рых наиб. отчетливо выделяются: молитвословный стих, песенный и чистотонич. говорной стих. Последний из них был осн. в ранних произв. рус. поэзии. Первый этап развития рус. стиха (17 - нач. 18 в.) отмечен поисками системы С. для оформившейся книжной поэзии. Попытки усвоить метрич. С. по антич. образцу, предпринятые М. Смотрицким, и силлабо-тонич. по немец. образцу - И.В. Паусом и Э. Глюком не удались. Распространение получает силлабич. С. по польск. образцу (Симеон Полоцкий и др.); он стал основным в рус. поэзии 2-й пол. 17 в. Второй этап (18-19 вв.) связан с господством силлабо-тонич. С., основы к-рого были заложены реформой В.К. Тредиаковского - М.В. Ломоносова (30 -40-е гг. 18 в.). В этот период за пределы силлабо-тоники выходят лишь отдельные эксперименты с имитациями антич. и нар. размеров (в их основе лежал тонич. принцип). Рубеж 19 - 20 вв. отмечает начало третьего этапа развития рус. стиха и характеризуется освоением тонического С. и свободного стиха. Специфику рус. С. на каждом этапе отчетливо определили особенности яз. (на них основаны, напр., различия между польской и рус. силлабикой, англ. и рус. силлабо-тоникой и т. д.), а также культ.-ист. причины (напр., влияние польской традиции на первом этапе, франц. и нем. - на втором), обусловившие неодинаковое распространение конкретных стихотв. форм.