СТИХ (от греч. - ряд, строка) - худож. речь, к-рая помимо общеязык.
членения (на предложения, части предложений) отличается также членением
на относит. короткие (охватываемые сознанием) сопоставимые и соизмеримые
друг с другом отрезки. Границы этих отрезков заданы вне-язык. средствами:
в письм. поэзии - графикой (разбивкой на строки), в устной - напевом или
интонацией. Тем самым С. предполагает особое композиц. построение текста,
выражающееся в заданности системы пауз и относит. независимости их от синтаксич.
пауз. В этом смысле понятие «С.» противопоставлено понятию «проза». Каждый
из отрезков С. также принято называть «С.» или стихотв. строкой. Т. о.,
в узком смысле С. - осн. ритмич. единица, повторяющаяся в ряду подобных
ей единиц. Подобие предполагает восприятие стихов как психол. равных эл-тов
текста. Отсюда тождеств. или близкие по объему С. воспринимаются как норма,
разл. по объему - как нарушение нормы. Объем или соизмеримость отрезков
стихотв. текста определяется - в завис. от системы стихосложения - либо
числом слогов (силлабич. стихосложение), либо числом полноударных слов
(тонич. стихосложение), либо числом однородных гр. слогов (метрич. и силлабо-тонич.
стихосложения). Т. о., внутр. структура С. в разных системах стихосложения
различна. Наряду с ритмич. сходством, соотнесенность и связь С. в тексте
осуществляется посредством рифмы. Эти чисто стиховые связи организуют дополнит.
семантич. связи между отдельными С., заставляя соотносить выделенную часть
текста не только с последующими и предыдущими, но и с аналогичными частями
всех предыдущих и последующих С. В этом случае соотносятся: не только соположные
С., но и С., далеко отстоящие друг от друга, но связанные рифмой, аналогичные
стиховые позиции (начала, середины и концы стихотв. строк), стихи с одинаковым
ритмич. рисунком и т. д. Противопоставления «С. - проза» в др.-рус. лит-ре
не сущестовало. Само понятие «С.» как особой системы худож. речи появляется
в России в 17 в. Первонач. для его обозначения используется слово «вирши»
(польск. wiersz - от лат. аналога греч. термина), к 40-м гг. 18 в. оно
фактически вытесняется словом «С.» и остается закрепленным за определенными
этапами развития рус. стиха («досиллабич. вирши», «силлабич. вирши»). Становление
рус. С., связ. с поиском системы стихосложения, отличалось не только осознанием
самого различия стихотв. и прозаич. речи, но и резким их противопоставлением.
В дальнейшем осн. этапы развития поэзии были связаны с ощутимой «прозаизацией
стиха», т. е. приближением стихотв. ритма к естеств. ритму яз. и прозы
(напр., в поэзии «некрасовской школы» или в период активного обращения
к тонике в нач. 20 в.), или, напротив, с использованием в прозаич. тексте
таких маркированных стиховых примет , как метр и рифма (напр., «метрич.
проза» А. Белого и др.).