СТЕННЫЕ РОСПИСИ - один из видов монумент. иск-ва. Непоср. связаны
с архитектурой. С.Р. - обычно арх. и ландшафтные пейзажи, фигурные композиции
или орнаменты, исполн. красками непоср. на стенах или на холсте, бумаге
и т. д. и закрепл. на стенах и др. поверхностях арх. сооружений; выполняются
средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной
живописи (по функции иногда сюда относят мозаику и сграффито). К ранним
образцам С.Р. относятся фрески 10-12 вв. (церкви Киева, Новгорода, Владимира).
Динамизм, точность рисунка, глубина дух. содержания отличают С.Р. 14-16
вв. (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Для фресок 17 в. характерны
декоративность, четкость и ясность композиции (церкви Москвы, Ярославля,
Костромы). От эпохи барокко сохранились С.Р.-«обманки» с изображением ветвей
деревьев на садовых фасадах люстгаузов петровского Монплезира и С.Р. Парадной
(Купеческой) лестницы Большого дворца в Петергофе (арх. В.В. де Растрелли).
С.Р. широко применялись в иск-ве классицизма и ампира (интерьеры дворцов
Павловска, Гатчины, Царского Села, Михайловского и Елагина дворцов в СПб.,
дома Кологривовых в Калуге и мн. др.), легендой стали фресковые С.Р. П.
Гонзаго на фасадах дворца в Павловске. Для композиций периода возвращения
к нац. истокам (в неоромантич. духе) свойственно ритмизов., подчеркнутое
колористич. решение (работы М.А. Врубеля, В.М. Васнецова). В 20-40-е гг.
20 в. к технике С.Р. обращались А.А. Дейнека, П.Д. Корин, В.А. Фаворский,
Е.Е. Лансере; в 50-70-е гг. - Н.И. Андронов, А.В. Васнецов, Б.А. Тальберг
и др.
Фреска сев.-зап. свода собора Ферапонтова
монастыря. Дионисий. 1500-03