РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СТЕННЫЕ РОСПИСИ

СТЕННЫЕ РОСПИСИ

СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕННЫЕ РОСПИСИ - один из видов монумент. иск-ва. Непоср. связаны с архитектурой. С.Р. - обычно арх. и ландшафтные пейзажи, фигурные композиции или орнаменты, исполн. красками непоср. на стенах или на холсте, бумаге и т. д. и закрепл. на стенах и др. поверхностях арх. сооружений; выполняются средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи (по функции иногда сюда относят мозаику и сграффито). К ранним образцам С.Р. относятся фрески 10-12 вв. (церкви Киева, Новгорода, Владимира). Динамизм, точность рисунка, глубина дух. содержания отличают С.Р. 14-16 вв. (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Для фресок 17 в. характерны декоративность, четкость и ясность композиции (церкви Москвы, Ярославля, Костромы). От эпохи барокко сохранились С.Р.-«обманки» с изображением ветвей деревьев на садовых фасадах люстгаузов петровского Монплезира и С.Р. Парадной (Купеческой) лестницы Большого дворца в Петергофе (арх. В.В. де Растрелли). С.Р. широко применялись в иск-ве классицизма и ампира (интерьеры дворцов Павловска, Гатчины, Царского Села, Михайловского и Елагина дворцов в СПб., дома Кологривовых в Калуге и мн. др.), легендой стали фресковые С.Р. П. Гонзаго на фасадах дворца в Павловске. Для композиций периода возвращения к нац. истокам (в неоромантич. духе) свойственно ритмизов., подчеркнутое колористич. решение (работы М.А. Врубеля, В.М. Васнецова). В 20-40-е гг. 20 в. к технике С.Р. обращались А.А. Дейнека, П.Д. Корин, В.А. Фаворский, Е.Е. Лансере; в 50-70-е гг. - Н.И. Андронов, А.В. Васнецов, Б.А. Тальберг и др.

СТЕННЫЕ РОСПИСИ

Фреска сев.-зап. свода собора Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1500-03