СТЕФАН (в миру Симеон Ив. Яворский) (1658 - 1722) - иерарх Рус.
правосл. церкви петровской эпохи, публицист, проповедник. Из семьи небогатых
шляхтичей. В 1684 окончил Киево-Могилянскую коллегию. Приняв униатство,
учился в католич. уч. заведениях Вильно, Львова, Люблина и Познани. В 1687
вернулся в Россию, возвратился в православие и в 1689 постригся в монахи.
Преподавал в Киево-Могилянской коллегии, стал ее проф. и префектом. В 1697
- игумен Св.-Никольского Пустынного мон. близ Киева. В 1700, находясь в
Москве, на похоронах А. Шеина произнес проповедь, понравившуюся Петру I.
Царь приказал посвятить С. в архиереи в великорус. епархию, «где прилично,
не в дальнем расстоянии от Москвы». Так он стал Рязанским митр. (апр. 1700),
в конце того же года после смерти Патриарха Адриана - Местоблюстителем
патриаршего престола, през. Славяно-греко-лат. акад. Петр рассчитывал на
поддержку С., человека европ. образованности, свободного от старых моск.
традиций. С. действительно сочувствовал полит. и воен. деят-ности Петра,
славил его в проповедях. Однако разошелся с царем в понимании роли и места
церкви и духовенства в России. Его раздражало ограничение власти Местоблюстителя.
Рассчитывая, вероятно, получить высш. церк. сан, С. намекал Петру на необходимость
восстановления патриаршества. Осознав, что царь стремился полностью подчинить
церковь гос-ву, С. постепенно и осторожно начал превращаться из «Петра
Великого дел славных проповедника» в его обличителя. В сочинениях С. появились
скрытые намеки на то, что реформы Петра противоречат православию. Недовольство
вылилось наружу в проповеди о фискалах 17 марта 1712, в день именин царевича
Алексея, «единой надежды страны», по словам С. Он препятствовал посвящению
Ф. Прокоповича в епископы, написал «Камень веры» (1718, опубл. в 1728),
где изложил правосл. вероучение, доказывал, что церк. власть выше светской,
а сторонников церк. преобразований обвинял в протестантизме. Подготовка
осн. док-тов церк. реформы прошла мимо С. Будучи противником Дух. Регламента,
он тем не менее был назначен през. Синода. В работе Синода участия почти
не принимал. В последние годы жизни находился под следствием по подозрению
в сочувствии противникам Петра. Талантливый проповедник; его сочинения
написаны изысканным, витиеватым языком, полным иносказаний и символов.