РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В.П. Стасов. Троицкий собор
Из пригородов Пб. С. больше всего работал в Царском Селе, где перестроил для Царскосельского лицея великокняж. флигель Екатерининского дворца и оформил его интерьеры (1811), построил придворный манеж (1819 - 21), Большую оранжерею (1820 - 23), Запасный дворец (1817 - 23) и создал кам. ворота в Цветной садик Терм Ч. Камерона. В Екатерининском дворце С. создал два апартамента: для имп. Александра I (Парадный мрамор. кабинет и ряд примыкающих к нему личных комнат, 1817) и для его матери имп. Марии Федоровны (малая анфилада, протянувшаяся вдоль садового фасада). Эти интерьеры, для к-рых С. проектировал также мебель, принадлежат к лучшим в архитектуре ампира в России.
В 1817 - 21 С. по заказу Александра I поставил в Царском Селе чугун. ворота «Любезным моим сослуживцам» в память Отеч. войны 1812. «Победоносной Императ. гвардии» посвящены Нарвские триумфальные ворота (1827 - 34); медная колесница Победы - работа бар. П.К. Клодта и С.С. Пименова, скульпт. декор - М.Г. Крылова над аркой; в аттике ворот зодчий устроил помещение для мемориального музея. В формах торжеств. колоннады решены чугун. Моск. Триумф. ворота у Моск. заставы в Пб. (1834 - 38; скульпт. декор - Б.И. Орловский), возведенные в память победы в рус.-тур. войне 1829 - 31.
Памятниками рус. воинской славы являются также построенные С. храмы лейб-гвардии Измайловского полка - Троицкий собор (1827 - 35), величеств. белоснежное здание с голубыми куполами, некогда расписанными золотыми звездами, и всей гвардии Преображенский собор (1827 - 29), перестроенный в ампирных формах из сгоревшего храма, великолепные образцы храмового зодчества, сочетающие классич. архит. формы с традиц. пятиглавием рус. храмов.
Наиб. значит. работы С. 1830-х гг. - завершение ансамбля Смольного мон. и восстановление (совм. с А.П. Брюлловым) Зимнего дворца после пожара 1837.
Кроме петерб. работ С. продолжал выполнять индивид. проекты для провинции. Им закончен начатый Ф.И. Демерцовым ансамбль усадьбы гр. А.А. Аракчеева в Грузине - одна из совершеннейших усадеб того времени (полностью разрушена во время Вел. Отеч. войны).
С., как и все крупные арх. своего времени, много внимания уделял предметам обстановки создаваемых им интерьеров. Он едва ли не первым ввел в употребление мебель из карельской березы и тополя, создавал мебель, украшенную росписью, ввел в широкое распространение (или даже изобрел) очень удобные кресла-«корытца».
В своем творчестве С. вдохновлялся архитектурой антич. мира, более всего - императ. Рима. Один из создателей рус. ампира, он и завершил его развитие. Для произв. С. характерны четкость и выразительность объемов, строгий ритм, продуманность декор. оформления. С. широко использует монумент. портики (чаще греко-дорич. ордера), лоджии, арочные проемы.
В поздних работах С. проявились черты эклектики. Он построил в Дрездене церковь в рус. стиле, создал в Екатерининском дворце в 1843 Предцерковный зал, вестибюль перед ним и лестницу из вестибюля в бельэтаж. В этих интерьерах С. работал в распространившемся тогда стиле второго рококо. Хотя эти работы несопоставимы по значению с его ампирными сооружениями и интерьерами, они интересны как творческий поиск зодчего.
Лит.: Пилявский В.И. Зодчий В.П. Стасов, 1769-1848. Л., 1970; Тыжненко Т.Е. Василий Стасов. Л., 1990.