СТАРЕВИЧ Влад. Ал-др. (1882-1965) - реж., оператор, худ. Создатель
объемной мультипликации. Зачинатель мультипликации в России. Был мелким
чиновником в Ковно, фотографом-любителем, газетным карикатуристом, увлекался
энтомологией. В 1911 А. Ханжонков пригласил его работать на своей кинофирме
в Москве. Неудачная попытка С. произвести покадровую съемку фаз развития
головастиков навела его на мысль заменить живые объекты искусственно сделанными.
В 1912 он поставил мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и
усачей». В этом ф., как и в большинстве мультфильмов С., были использованы
объемные фигурки насекомых. В технике объемной мультипликации С. в России
были поставлены: «Месть кинематографического оператора», «Авиационная неделя
насекомых» (оба - 1912), «Стрекоза и муравей», «Четыре черта» (оба - 1913)
и др. Первым в России занимался рисов. мультипликацией - «Петух и Пегас»
(1914) и др. Ставил игровые ф., в осн. экранизации лит. классики («Ночь
перед Рождеством», «Страшная месть», оба - 1913; «Руслан и Людмила», 1915
и др.). Экспериментировал в обл. трюковых съемок. С. был не только смелым
изобретателем, но и оригинальным художником.
В 1919 уехал сначала в Польшу, потом во Францию, где продолжал ставить
объемные мультфильмы. Самый значит. «Рейнеке-Лис» (1937). В 1949 получил
приз МКФ детских фильмов в Венеции за мультфильм «Занзибель в Париже».
Среди др. фильмов: «Рождество обитателей леса», «Веселые сценки из жизни
животных» (оба - 1912), «Портрет» (1914), «Вий» (1918), «Лягушки, требующие
короля» (1922), «Голос соловья» (1923), «Королева мотыльков» (1927), «Маленький
парад» (1939), «Газуйи, маленькая птичка» (1953), «Воскресенье Газуйи»
(1955) и др.
Лит.: Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. М., 1957; Асенин
С. Волшебники экрана. М., 1974.