СТАНИСЛАВСКИЙ Конст. Сер. (наст. фам. Алексеев) (1863-1938) -актер,
реж., театр. деятель, педагог, теоретик т-ра. Род. в семье богатого промышленника,
где ценили и понимали иск-во, увлекались т-ром. Еще мальчиком С. стал выступать
на домашней любительской сцене. Постепенно составился т. н. Алексеевский
кружок, в центре к-рого был С. Репертуар этого кружка состоял преим. из
переводных водевилей и оперетт. На этих ролях С. оттачивал свое актерское
мастерство, требуя при этом общей слаженности спектакля. В 80-е гг. С.
стал выступать на любительских сценах Москвы. В 1885 взял псевдоним «С.».
В 1888 вместе с реж. А.Ф. Федотовым, оперным певцом Ф.П. Комиссаржевским
и худож. Ф.Л. Сологубом С. создал Об-во иск-ва и лит. с постоянной труппой
актеров-любителей. Среди др. любительских коллективов труппу С. выделяли
стремление к созданию ансамбля, высокохудож. репертуар, мастерство исполнителей.
Об-во с первых шагов попало в поле зрения критики, его спектакли получали
высокие оценки, рассматривались «на равных» с проф. труппами. С. сыграл
в т-ре Об-ва множество разно-обр. ролей, практически уничтожив рамки амплуа:
Барон, Дон Гуан («Скупой рыцарь», «Каменный гость» А.С. Пушкина), Фердинанд
(«Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Паратов («Бесприданница» А.Н. Островского),
Звездинцев («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), Уриель Акоста ( «Уриель
Акоста» К. Гуцкова), Отелло («Отелло» У. Шекспира), Сотанвиль («Жорж Данден»
Ж. Б. Мольера) и др. Одаренный помимо таланта блестящими внешними данными,
сценическим обаянием и редкой трудоспособностью, С. вскоре завоевал славу
одного из лучших актеров своего времени. К периоду работы в Об-ве относятся
и первые реж. опыты С. Постановка «Плодов просвещения» стала событием для
театр. Москвы. Особо отмечала критика исполнение роли Тани М.П. Лилиной.
Уже в первых постановках («Уриель Акоста», «Бесприданница», «Отелло») С.
выступил как реж.-новатор, ищущий новые худож. средства для более полного
воплощения на сцене психологич. мотивов поведения героев. В 1897 С. встретился
с В.И. Немировичем-Данченко, драматургом, критиком, преподавателем драматич.
классов Филармонич. общ-ва. Их взгляды на задачи иск-ва совпадали, и они
решили создать принципиально новую модель т-ра. Основу труппы составили
ученики Немировича-Данченко и актеры-любители Об-ва иск-ва и лит. Моск.
Худож. (Общедоступный) т-р (МХТ) открылся 14(26) окт. 1898 историч. трагедией
А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», долго находившейся под цензурным
запретом. С. добился в этом спектакле большой ист. достоверности в изображении
характеров и быта. Большое значение придавалось разработке массовых сцен.
Ист. и бытовой достоверностью отличались и др. постановки этого периода,
однако чрезмерное увлечение подобного рода подробностями неизбежно толкало
т-р в сторону натурализма. Преодолеть кризис т-ру помогло обращение к драматургии
А.П. Чехова, потребовавшее нового актерского существования, новых реж.
идей. После триумфа «Чайки» (1898) на сцене МХТ с успехом шли «Дядя Ваня»
(1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904). Качество спектаклей
определялось прежде всего ансамблем, атмосферой, а не удачами отдельных
исполнителей. С. стремился к единству всех сценич. компонентов - декораций,
света, звукового оформления, что позволяло создать целостный худож. мир
спектакля. Большое влияние на т-р оказала и совместная работа с М. Горьким,
чьи пьесы шли на сцене МХТ. Особый успех имел сп. «На дне» (1902), поставленный
С. совместно с Немировичем-Данченко. С. сыграл в нем Сатина, трактуя его
как романтич. борца за право человека быть свободным. Тонкими, интеллигентными
людьми, сохраняющими мужество и душевную стойкость, представали в исполнении
С. чеховские герои Астров и Вершинин. Блестящим исполнителем характерных
ролей проявил себя С. в образах Аргана («Мнимый больной» Мольера), графа
Любина («Провинциалка» И.С. Тургенева), кавалера Ри-пафратты («Хозяйка
гостиницы»). Среди его ролей: Фамусов («Горе от ума» А.С. Грибоедова),
Ракитин («Месяц в деревне» И.С. Тургенева), Гаев («Вишневый сад» Чехова),
князь Абрезков («Живой труп» Л.Н. Толстого) и мн. др. С 1900-х гг. С. начал
работу над своей системой актерского творчества, известной под названием
«система С.». Он разрабатывал новые приемы актерской техники, руководствуясь
собств. актерским опытом и проверяя найденное на своих учениках. Изначально
задуманная как практич. рук-во для актеров и реж., система в конечном итоге
стала эстетич. основой совр. т-ра. После окт. 1917 С. переживал определенный
творч. кризис. В нач. 1920-х гг. он совершил с частью труппы долгое турне
по странам Европы и США, где игрались уже проверенные временем спектакли.
После возвращения в Россию С. продолжал работу над классикой, вел поиски
совр. репертуара, совершенствовал свою систему, экспериментировал в области
муз. т-ра. Значит. явлением этого периода стал сп. «Горячее сердце» (1926).
В 1928 С. по состоянию здоровья прекратил актерскую деят-ность, сосредоточив
все свои силы на реж.-пед. деят-ности. Помимо работы с драм. актерами С.
руководил Студией Большого т-ра, во многом способствуя реформе оперного
т-ра. На его счету - неск. постановок оперных сп., в т. ч. «Евгений Онегин»,
«Севильский цирюльник», «Царская невеста».