СОНЕТ (итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка) - твердая
стихотворная форма, представляющая собой стих. из 14 строк, композиц. распадающееся
на 2 катрена и 2 терцета (катрены написаны на 2 рифмы, терцеты - на 2 или
3 рифмы). С. как упрощенная форма одиночной строфы канцоны возник в Италии
в сер. 13 в., в 16 в. перешел из итал. поэзии во франц. и довольно быстро
распространился по всей Европе. К эпохе Возрождения окончательно определились
два типа сонетного канона - франц. и итал. Франц. тип, нормализованный
наиб. строго, соответственно правилами альтернанса, устанавливает взаимную
зависимость между характером рифмовки катренов и терцетов: «закрытая» (охватная)
рифмовка катренов обусловливает «открытую» рифмовку терцетов (АббА АббА
ввГ дГд); и наоборот, «открытая» (перекрестная) рифмовка катренов - «закрытую»
терцетов (АбАб АбАб ВВг ДДг); оба вида считаются одинаково «правильными»,
но первый - «совершеннее» . Итал. тип С., свободный от правил альтернанса,
допускает как перекрестную, так и охватную рифмовку в катренах и - независимо
от нее - самую разнообразную рифмовку в терцетах (напр.: АБАБ АБАБ АГД
ДГВ и др.). Франц. С., как правило, пишется александрийским стихом (12-сложником),
итал. - 11-сложником. Сонетный канон предписывал также соблюдение дополнит.
правил: строфы должны кончаться точками, знаменательные слова - не повторяться,
последнее слово С. - быть «ключевым». Огромная популярность С. в европ.
лит-ре вызвала появление разл. вариантов С. и многочисл. отклонений от
канонич. форм; из таких отклонений наиб. изв. являются «С. с кодой» и «англ.
С.», нарушающий правило повтора рифм в обоих катренах и традиц. строфику
- 3 катрена и заключит. двустишие (абаб вгвг деде жж). В России С. изв.
с 1735, когда В. Тредиаковский сделал пер. с франц. классич. С. Ж. де Барро.
Вслед за ним в 1855 В. Сумароков создает уже 4 оригинальных С. Популярность
этой формы в 1760-е гг. нарастает, рус. поэты не только свободно воспроизводят
франц. и итал. канон, но и экспериментируют с сонетной формой, так что
к кон. 18 в. С. постепенно превращается в простое 14-стишие со следами
деления на два четверостишия и заключительное шестистишие, но с почти произвольным
порядком рифм. Новый период популярности С. в России связан с романтизмом.
Обращение англ. и нем. романтиков к С. и выход 1822 в Москве сонетов А.
Мицкевича вызывают появление большого числа рус. романтич. С. В 20 -30-е
гг. 19 в., считающиеся расцветом рус. С., едва ли не каждый из поэтов отдал
дань этой форме. С. пишут В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, Е. Баратынский,
М. Лермонтов, К. Павлова и мн. др. К сер. 19 в. интерес к С. значительно
ослабевает, стих., напис. в форме С., появляются эпизодически, активно
обращается к нему лишь А. Григорьев (цикл С. «Титании» и поэма «Venezia
La Bella», напис. строфами-С.). Посл. четв. 19 в. отмечена своеобразными
экспериментами с сонетной формой: в своем традиц. виде она сохраняется
в многочисл. юмористич. С. В. Курочкина и В. Буренина, «серьезный» же С.
сильно деформируется в поэзии А. Майкова, В. Соловьева, К. Фофанова. В
80 -90-е гг. над возрождением С. работает П. Бутурлин. Нач. 20 в. - новый
расцвет рус. С., к-рый становится самой популярной из тв. стихотв. форм
уже у старших символистов; только К. Бальмонт написал более 500 С. Пишут
С. И. Анненский, В. Иванов, В. Брюсов, М. Волошин, А. Блок, М. Кузмин,
Н. Гумилев, А. Ахматова и др. Этот период отличается, с одной стороны,
обращением к почти забытым канонам С., с другой - самыми неожиданными экспериментами
и предельными усложнениями сонетной формы. Появляются С.-акростихи, С.-буриме,
венки С., «ответные С.». В кругу В. Иванова не только возрождают обычай
ср.-век. итал. «ответного С.», но и усложняют его (поэт получает С. с недописанными
строками и, угадав по ним рифмующие слова, отвечает «ответным С.» на угаданные
рифмы). Поэты нач. 20 в. начинают использовать для С. нетрадиц. размеры.
Если в 19 в. эксперименты с метрикой сводились к замене традиц. для С.
5-и 6-стопного ямба 4-стопным (Баратынский), то теперь внедряются новейшие
размеры - дольник и акцентный стих, С. пишутся вольными размерами и односложными.
Традиц. строфику размывают «С. с кодой» и «опрокинутый С.». Наиб. сильно
деформирован С. в «коронах сонетов» раннего И. Сельвинского. В сов. период
С. - единственная из тв. форм, к к-рой не утрачен интерес. Почти забытый
в 30 - 50-х гг., в последние десятилетия он вновь утверждается в рус. поэзии,
причем наиб. попул. его разновидностью становится «англ. С.». Среди совр.
рус. поэтов, продолжающих эксперименты с сонетной формой, особенно выделяются
В. Соснора и И. Бродский. Пример С. (Анненский): Есть книга чудная, где
с каждою страницей Галлюцинации таинственно свиты: Там полон старый сад
луной и небылицей, Там клен бумажные заворожил листы, Там в очертаниях
тревожной пустоты, Упившись чарами луны зеленолицей, Менады белою мятутся
вереницей, И десять реет их по клавишам мечты. Но, изумрудами запястий
залитая, Меня волнует дев мучительная стая: Кристально чистые так бешено
горды.
И я порвать хочу серебряные звенья... Но нет разлуки нам, ни мира, ни
забвенья, И режут сердце мне их узкие следы...