РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Важный этап развития жанра - трио-С., в к-рой обычно исполнялись 3 партии. Трио-C. получила распространение в церковной и придворной музыке. Выдающиеся трио-С. были созданы в эпоху барокко А. Корелли, Г. Перселлом, Ф. Купереном, Д. Букстехуде, Г.Ф. Генделем, Г.Ф. Телеманом. Однако и позднее композиторы обращались к этому жанру (17 церк. сонат написаны Моцартом). Трио-С. знаменовала переход от многоголосия 16 в. к «сольной С.», утвердившейся в 17 - 18 вв. Ее высочайший расцвет связан со скрипкой, в силу богатейших мелодических и виртуозных возможностей занимавшей ведущее место в исполнительских составах трио-С. С. для скрипки с разработанной партией клавира впервые появляется у И.С. Баха.
И. Кунау впервые назвал С. сольную клавирную пьесу.
В своем зрелом виде С. (она окончат. складывается в творчестве композиторов венской классич. школы - И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен) - циклическое многочастное (обычно 3, позднее 4 части) произв. для солиста (обычно клавир - клавесин, клавикорд, фп.) или инструмент. ансамбля. В творчестве Бетховена жанр С. (им создано ЮС. для скрипки и фп., 5 для виолончели и фп., 32 для фп.) достигает высочайшего расцвета. Его фортепианные С. монументализируются, приближаясь к С.-симфонии («Аппассионата»).
С. сохраняет значение одного из ведущих жанров инструмент. музыки и в эпоху романтизма. Выдающуюся роль в ее истории сыграли Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс. Детище муз. романтизма - одночастная С., сформировавшаяся под влиянием романтич. поэмности.
В нач. 20 в. в сонатном жанре создаются произведения Г. Форе, П. Дюка, К. Дебюсси, М. Равеля, Э. Макк-Доуэлла, К. Шимановского и др. Среди авторов, обращающихся к С. для разных инструментов и инструмент. ансамблей, - Б. Барток, Ф. Пуленк, А. Онеггер, П. Хиндемит, И. Стравинский. Во 2-й пол. 20 в. возникают С., в к-рых это жанровое обозначение скорее воскрешает его исторически самое ранее значение - инструмент. пьеса (С. для фп. П. Булеза, С. и интермедия для подготовленного фп. Дж. Кейджа, С. для виолончели с оркестром К. Пендерецкого и др.).
В России первые опыты в жанре С. связаны с именами Д.С. Бортнянского (С. для чембало) и И.Е. Хандошкина (три С. для скрипки соло, С. для скрипки и баса), И. Геништы (для фп.). С. для скрипки (альта) с фп. представлена именами М.И. Глинки (незаверш.) и А.А. Алябьева. 4 С. для фп., 3 для скрипки и фп., 2 для виолончели и фп., 1 для альта и фп. написаны А.Г. Рубинштейном. Фортепианная С. П.И. Чайковского (G-dur, 1878) - первый выдающийся образец этого жанра в отечеств. музыке. На рубеже столетий появляются 2 фортепианные С. А.К. Глазунова (b-moll и е-moll, 1901), в 1905 - С. М.А. Балакирева, в 1907 и в 1913 - 2 фортпианные С. С.В. Рахманинова, в 1908 - одночастная (в листовских традициях) С. С.М. Ляпунова. Выдающееся явление мировой культуры - 10 фортепианных С. А.Н. Скрябина, к-рые создавались на протяжении всей его жизни, в ранних образцах жанра (№ 1-4) наследующего романтическим традициям жанра, в последующих же утверждавшего новый тип символистской С.-поэмы (№ 5-10). В творчестве Н.К. Метнера, автора 3 С. для скрипки и фп. и 14 фортепианных, разрабатывается поэтика жанровых разновидностей С. на основе синтеза ее с принципами романтич. программности - «С.-сказка», «С.-элегия», «С.-баллада», «С.-фантазия», «С.-идиллия», «С.-воспоминание», «Романтическая С.», «Трагическая С.» и даже «С.-вокализ» для голоса с фп., знаменующая рождение нового жанра. Из трех фортепианных С. Н.Я. Мясковского наиболее интересна одночастная Вторая (1912), в к-рой широко разрабатывается мрачно-трагедийная образная сфера. В области сонатного жанра активно работал Д.Б. Кабалевский. С С. связаны выдающиеся творческие достижения С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.
В области сонатного жанра интенсивно работали и работают современные отечеств. композиторы - Б.А. Арапов, С.М. Слонимский, Б.И. Тищенко, А.Г. Шнитке. С. для неакадемич. инструментов (баян) создали Л.А. Пригожин, Г.И. Банщиков и др.