СОЛЬ - всем известная приправа к кушаньям, а также оберег, средство
против колдовства. Для хранения С. использовали солонки. Солонка с С.,
как и хлеб, обязательная принадлежность стола: «Без С. стол кривой» (неправильный)
В солонке с С. воплощалась идея благополучия семьи. Солонка всегда должна
быть полной, как и дом - полный добра, благополучия. Во мн. традициях солонка,
наряду с др. утварью, входила в состав девичьего приданого. Существовали
определ. правила (запреты и предписания) в использовании С.: солить еду
за столом мог только хозяин, нехорошо подавать (передавать) С., нельзя
обмакивать в солонку кусок хлеба (в х-ве спорости не будет); нельзя двум
участникам застолья солить вместе кушанье, иначе они поссорятся. Если просыпать
соль, то в этот день в доме будет ссора. Соль не рекомендовали давать в
долг чужим людям, но если это случалось, давали днем, а не вечером, в четные
дни недели. В то же время, посолив какой-то продукт (молоко, хлеб), его
могли уже давать в долг. Особенно соблюдались запреты связанные с культом
предков на передачу соли в праздничные дни; в нач. к.-л. работы, дела;
при рождении ребенка; во время свадьбы - в дни, когда отдача вообще ч.-л.
была невозможна.
Широко известно применение С. в обрядах, связанных с рождением ребенка,
чтобы охранить мать и новорожденного от колдовства. С. использовали в привораживающей
и любовной магии. Значительное место в обрядах, магии и лечении отводилось
четверговой С., к-рую готовили особым образом в доме или освящали в церкви
в день Великого, или Чистого, четверга - последнего четверга перед Пасхой.
Особая роль четверговой С. отводилась в обрядах Егорьевского дня, во время
выгона и обхода скотины. С., и особенно четверговую или освященную, использовали
и при лечении всевозможных болезней. Широко известен в слав. фольклорных
традициях сюжет (близкий к «Королю Лиру» У. Шекспира): на вопрос царя ко
всем дочерям, как именно они любят отца, младшая отвечает, что любит его,
как соль. Впоследствии он убеждается, что не может обойтись без соли, и
прощает дочь.