РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В кон. 1970-х гг. оригинальная, своеобразная творч. манера С. не была понята начальством «Ленфильма» и в Госкино, ф. «Одинокий голос человека» не допустили в прокат. Тяжелым было прохождение через бюрократич. преграды и следующего ф. С. - «Скорбное бесчувствие» (1983), представляющего собой авторскую интерпретацию пьесы Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Неоконч. ф. был обвинен в формализме, работу над ним пришлось прекратить. Тогда же не вышли на экран док. ф. С. «И ничего больше» («Союзники», 1982) и «Жертва вечерняя» (1984). Все они вышли на экран только после 1985.
В 80 -90-х гг. С. продолжает работать в игровом и док. кино. В его худ. лентах часто используется метод док. съемок, а док. фильмы отличаются необычными для этого вида кино лиризмом, недаром мн. док. ф. С. называются «элегиями». Фильм «Элегия» (1986) - рассказ о годах эмиграции Ф. Шаляпина - вырастает в грустное размышление о судьбе русских за границей.
На творчество С. несомненное влияние оказал кинематограф А. Тарковского (о нем - фильм-воспоминание С. «Московская элегия», 1987). Очевидна глубинная связь ф. Тарковского «Сталкер» с ф. С. «Дни затмения» (1988). Оба реж., оттолкнувшись от фантастич. пов. бр. Стругацких, обратились в своих ф. к филос. и религ. проблемам.
Почти все ф. С. - экранизации лит. произв., к-рые, однако, иногда являются только стимулом для творч. воображения реж. Так, ф. «Спаси и сохрани» (1989, пр. ФИПРЕССИ на 13-м МКФ в Монреале) - это вольное, расширит. и соврем. толкование ром. Флобера «Мадам Бовари». В кон. 1980-х - нач. 90-х гг. С. поставил на ЛСДФ ряд полит. док. фильмов: «Простая элегия» (1990) - рассказ о Литве и Ландсбергисе, «К событиям в Закавказье» (1990) и два док. фильма о Борисе Ельцине: «Советская элегия» (1989) и «Пример интонации» (1991).
С. работает с начинающими реж., возглавляя на «Ленфильме» мастерскую «первого фильма». Среди др. фильмов: «Соната для Гитлера» (1979), «Мария» (1988), «Круг второй» (1990), «Камень», «Тихие страницы» (1993), «Духовные голоса» (1995), «Мать и сын» (1997).
Лит.: Одинокий голос человека: Беседа с А. Сокуровым / Зап. И. Морозова //Огонек. 1989. № 31; Я снимаю фильмы с доверием к зрителю...: Беседа с А. Сокуровым / Зап. Э. Лындина //Театр. 1990. № И; Листов В. Документальный Сокуров // Искусство кино. 1991. № 9.