РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СОФИОЛОГИЯ в России

СОФИОЛОГИЯ в России

СОФИОЛОГИЯ в России СОФИОЛОГИЯ в России - учение о Софии Премудрости Божией рус. религ. философов кон. 19 - нач. 20 в. (B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Е.Н. Трубецкого, Л.П. Карсавина и др.), вобравшее в себя влияние как церковного Предания, так и гностицизма, каббалы и евр. мистики. Интерес к софиологич. тематике появляется в кон. 18 - нач. 19 в. в связи с распространением в России масонства, переводами кн. Я. Бёме и Сен-Мартена. В 1815 в России выходит пер. кн. Бёме под общим заглавием «Путь ко Христу», в одной из них, «Об истинном покаянии», представлена бёмевская София.

Размышления о Софии имеются в рукописях рус. гос. деятеля и масона М.М. Сперанского. Уже у Сперанского присутствует свойств. всей рус. С. более или менее явный уклон в сторону пантеизма. С одной стороны, София неотделима от Божества, с другой - она есть Божественное в мире, принцип Миротворения и Мироустроения, цель, к к-рой мир должен стремиться.

У Соловьева тема Софии проходит через все творечество: от неизданной черновой рукописи «София» (1875 - 76) до лекции «Идея человечества у Августа Конта» (1898), также «Чтения о Богочеловечестве», 1877 - 81; «Россия и Вселенская Церковь», 1877 - 88. Для Соловьева С. - предмет не только философских и теософских размышлений, но и интимных мистич. переживаний. В ряде крупных работ Соловьев как бы намеренно избегает упоминания Софии, заменяя ее синонимами - сущность, Св. Дух, идея, Божеств. существо. Философ воспроизводит гностич. мифологему о двух Софиях, причем через последнюю им объясняется происхождение зла и грехопадение. Падшая София отождествляется с Душой мира, философ видит в ней начало самоутверждения, воспламенения воли, жажды отдельного бытия. Божеств. София отождествляется в Св. Троице со Святым Духом, а также с телом Божиим; София павшая должна вернуться в Божество, стать им, и отсюда следует соловьевская эсхатология - развертывание Богочеловеч. процесса. Божеств. София является своего рода пределом становления для Души мира, «Становящегося Абсолютного».

Трубецкой изложил свои взгляды на Софию в кн. «Миросозерцание Вл. Соловьева» (М., 1915, 2 т.), считая осн. ошибкой Соловьева неправомерное отождествление Софии и души мира. Флоренский включил в свою книгу «Столп и утверждение Истины» (М., 1914) главу о Софии, в к-рой привел многочисл. свидетельства о ней Св. Писания и Св. Отцов, церковно-служебных текстов, подробно разобрал софийную иконографию. Он делает из Софии дополнение к божеств. Троице, «четвертый ипостасный элемент», соотносящий ипостаси Троицы с тварью. Флоренский определяет Софию как «великий корень целокупной твари», посредством к-рого тварный мир проникает в жизнь Троицы и получает вечную жизнь из самого источника жизни. Вслед за Соловьевым Флоренский определяет Софию как «самое истинное, чистое полное человечество».

Если у Флоренского С. включена во всю полноту Божественной Троицы, то у Булгакова она не участвует во внутрибожеств. жизни и не является Богом. Обстоят. изложение своей С. Булгаков дает в работе «Свет Невечерний» (Сергиев Посад, 1917). Он повторяет мн. определения Соловьева и Флоренского, но важным является его утверждение, что София обладает личностью и ликом и является как бы «четвертой ипостасью». Начиная со «Света Невечернего» София становится центр. понятием филос. и богословского творчества Булгакова в эмиграции, она исследуется в трилогии «О Богочеловечестве» - кн. «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936) и «Невеста Агнца» (1945) и в статье «Ипостась и ипостасность» (1925). Булгаков был обвинен в церк. модернизме еп. Карловацкой церк. Антонием Храповицким в 1927 и митр. моск. Сергием в 1935. Последний заявил, что «учение Булгакова о Софии нецерковно и противоречит церк. учению, иногда повторяя ереси, уже осужденные Церковью». В защиту Булгакова выступили сотр. Правосл. ин-та в Париже.

Софиологич. взгляды имелись также у Карсавина. В работе «Noctes Petropolitanae» он утверждал идею женского космич. начала, неотделимого от мужского божеств. принципа. По Карсавину, последний должен быть введен в догматич. формулу Божеств. Троицы. В 1922 он напечатал в альм. «Стрелец» текст «София горная и земная», представляющий собой стилизацию под неизданное гностич. соч.

В сходных определениях С. рус. философами четко просматривается гностическая идея посредничества между Творцом и тварью. София оказывается своеобразным мостиком между ними, Божественное в земном, человеческом, духовное и телесное, пребывающим между бытием и сверхбытием, не будучи ни тем, ни другим или являясь (Булгаков) обоими одновременно.