СОБОР - гл. храм города или мон., а также гл. храм ведомства,
где может совершать богослужение высокое дух. лицо - патриарх, митр., архиеп.,
епископ, протопресвитер военного, морского или придворного духовенства.
Примеры гл. храмов: Софийский С. в Киеве, Исаакиевский С. в СПб.; Спасо-Преображенский
С. Мирожского мон. в Пскове, Георгиевский С. Юрьева мон., Благовещенский
С. Антониева мон. в Новгороде; Спасо-Преображенский всей гвардии С. в СПб.
С. ставились для хранения гл. гор. святынь: Успенский С. Моск. Кремля,
Казанский С. в СПб. Небольшие мон. могли не иметь С. (напр., нек-рые мон.
в Новгороде). В больших городах С. строились в каждой из адм. частей города:
в Новгороде - Софийский С. в Детинце и Никольский С. на Торгу (первонач.
«Княжий»); в СПб. - Андреевский С. на Васильевском о-ве, Князь-Владимир.
С. на Петроград. стороне и др. Особое положение занимали придворные С.:
древнейший из С. Моск. Кремля Спасо-Преображенский («Спас на Бору»), Кремлевские
Архангельский и Благовещенский «Е.И.В. на сенях», Петропавловский в СПб.
С 18 в. в столице появляются разл. ведомств. С. Кроме того, в полках, имеющих
долгую историю в России, появляются полковые С. Характернейшим в этом отношении
городом является СПб.: в нем кроме гл. кафедрального С. и С. гл. город.
частей было 2 придворных С., 2 морских, 4 военных, Собор всех уч. заведений,
а также 2 мемориальных: Сампсониевский и «Спас на крови». Традиция мемор.
С. восходит к Др. Руси: мемориальным являлся С. Покрова на Рву (храм Василия
Блаженного) в Москве. Для положения С. в городе характерна наличие соборной
площади для общих собраний паствы. Кроме того, во всех С. были кафедры.
Исключение составляли мемориальные С., когда к памятным датам церкви объявлялись
С.: С. Введения во храм при Семеновском полку в честь петровских войн и
С. св. Сампсония в память Полтавской победы; а также нек-рые полковые храмы,
получившие звание С. чисто исторически: Измайловский полк получил С., потому
что его начальником был имп. Николай I; Гусарскому полку был приписан Софийский
С. упраздненного города Софии. По С. назывались части города, посвящение
монастырей; посвящение полк. С. связано с памятными датами их истории.
Нек-рые город. церкви исторически назывались в народе С., не будучи
таковыми; обычно это были старые величественные церкви, центральные в своих
районах. Количество престолов не влияет на отнесение храма к С. Особое
место занимают домовые С., как то: придворный С. Спаса Нерукотворного Образа
в Зимнем дворце и С. св. Спиридония Тримифунтского в Гл. Адмиралтействе
(видимо, имевший этот статус в связи с пребыванием в нем с 1818 по 1858
кафедрального престола св. Исаакия Далматского). Положение домовых С. -
уникально.
Лит.: Большой Кремлевский дворец, Дворцовые церкви и Придворные
соборы. М., Синодальная тип., 1916; Берташ А.В., Жерихина Е.И., Талалай
М.Г. Храмы Петербурга. СПб., 1992.