СНОВАНИЕ - процесс создания основы ткани для навивки на ткацкий
стан. У русских чаще всего сновали на стене, втыкая в нее колышки. Использовалась
и переносная рамочная сновалка, а также (реже) вертящаяся сновалка. В традиц.
вост.-слав. мировоззрении процесс С. считался связанным с глубинными свойствами
мировоззрения («свет сновался», «паук свет сновал») и с потусторонним миром,
обставлен многочисл. запретами и магическими действиями. Так, в Полесье
нельзя сновать на Благовещение, Рождество и Новый год, на мужские праздники
и др.; неблагоприятна для С. суббота, благоприятны пятница и вторник; благоприятно
полнолуние и неблагоприятно новолуние. Нельзя сновать ночью, нельзя оставлять
навитую основу на стене на ночь. При С. в чужом доме готовую основу полагается
уносить только на следующий день, благодаря хозяйку «за стену». Процессу
С. может легко навредить дурной глаз, поэтому при С. нежелательно, чтобы
кто-то входил в дом. В предохранит. целях используют обереги - хлеб, соль,
уголек, произносят охранит. формулы, а после окончания работы основу снимают
с колышков и садятся на нее, «чтобы гладкая была». С. в определенной мере
обладает функциями, противоположными завязыванию узлов (при С. переплетения
нитей быть не должно): через готовую основу не должны переступать женщина
детородного возраста, скот, т. к. это может вызвать бесплодие; по тем же
соображениям существуют определ. запреты на занятие С. для молодых женщин.
Лит.: Владимирская Н.Г. Мат-лы к описанию полесских нар. представлений,
связанных с ткачеством. Снование //Полесский этнолингвистич. сборник. М.,
1983; Павлова М. Р. Полесские обряды и поверья, связанные с ткачеством
// Полесье и этногенез славян: Предвар. мат-лы и тез. конф. М., 1983.